Естественные науки УДК 532.516.5 Е.А. МАШКОВ УПРУГО–ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛЕПЕСТКОВОГО ПОДШИПНИКА В ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ РОТОРНЫХ СИСТЕМАХ Рассматривается течение жидкости в канале с упругой поверхностью. <...> Моделирование процесса деформаций осуществляется методом конечных элементов. <...> Исследуется геометрия канала в зависимости от различных значений модуля упругости материала упругой поверхности. <...> В современном турбостроении можно констатировать расширение сферы применения различных видов пластических и композитных материалов с выраженными упругими свойствами, а также элементов машин с подвижными и деформируемыми звеньями [1–4]. <...> Одним из перспективных видов опор высокоскоростных роторов обоснованно считаются лепестковые газодинамические подшипники, обладающие низким коэффициентом трения, высоким уровнем динамической устойчивости и предельной быстроходностью [1, 2, 5]. <...> Растущие требования к эффективности и надежности турбомашин, а также расширение диапазона параметров и условий эксплуатации создают предпосылки для их непрерывного конструктивного и технологического совершенствования [3–5]. <...> В настоящее время рассматривается вопрос о практическом применении многолепестковых подшипников при смазке маловязкими жидкостями, что значительно улучшает важные характеристики работы турбомашины [4–6]. <...> Для формирования инженерных методик расчета таких подшипников требуется решение комплекса взаимосвязанных задач по моделированию течения вязких сред в упругих каналах, в частности оценки влияния тепловых факторов [1, 6, 5]. <...> В случае газодинамического подшипника вопрос деформации лепестка стоит наиболее остро. <...> Образующийся между ним и валом клиновидный зазор создает подъемную силу. <...> Выдерживающий ее материал лепестка является обязательным условием работы подшипника [3, 5]. <...> Поэтому вопрос моделирования клиновидных систем является актуальным [4]. <...> Целью данной статьи является <...>