В. А. Туниманов.
А. И. ГЕРЦЕН
--------------------------------------------------------------------------Источник:
История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука,
1980. Глава шестая.
Оригинал находится здесь: in Folio
--------------------------------------------------------------------------1
Александр
Иванович Герцен
публицист,
(1812-1870),
революционер,
философ,
издатель, писатель, оставил глубокий, неизгладимый след в
истории русской литературы и общественной мысли XIX в. Родился Герцен в
Москве, в грозном и славном 1312 году. Умер во Франции, накануне Парижской
Коммуны. Эти даты символически обрамляют жизненный и творческий путь
Герцена, слово которого на протяжении нескольких десятилетий достойным
образом представляло в Европе раскрепощенную, свободную русскую мысль.
Определяя
революционно-освободительного движения, В. И. Ленин подчеркивал, что он
"первый поднял великое знамя борьбы
русским словом". [1]
Многообразно наследие Герцена:
место и значение Герцена в развитии русского
путем обращения к массам с вольным
философское,
публицистическое,
литературно-художественное. В то же время оно проникнуто редким, всеми
признаваемым единством, источником которого Белинский справедливо считал
мысль Герцена, гуманную и глубоко личную. "У тебя, - писал критик Герцену
по поводу романа "Кто виноват?", - как у натуры по преимуществу мыслящей и
сознательной <...> талант и фантазия ушли в ум, оживленный и согретый,
осердеченный гуманистическим направлением, не привитым и не вычитанным, а
присущим твоей натуре". [2]
Младший современник писателя Достоевский обратил внимание на другую
всеобщую и специфическую особенность творчества Герцена, с наибольшей силой
выразившуюся в двух шедеврах, созданных им уже после смерти Белинского, -
книге "С того берега" (1847-1850) и мемуарах "Былое и думы" (1852-1868).
Достоевский писал о "поэзии", проницающей всю деятельность и творчество
Герцена: "...он был, всегд и везде, - поэт по преимуществу. Поэт берет в
нем верх везде и во всем <...> Агитатор - поэт, политический деятель -
поэт, социалист - поэт, философ - в высшей степени поэт". [3]
Мысль Герцена
-
неповторимым,
теоретика, философа,
публициста
- обладает
индивидуальным художественно-образным качеством. Она не
только пластична, гибка, энергична, но и эстетична, эмоционально окрашена.
А словесная форма, в которую она облечена, нетрадиционна, даже в строгом
смысле не научна, несмотря на обилие терминов из разных наук, вводимых
Герценом с равной безоглядностью на
письма. Научные термины выступают в необычном, порой вызывающе необычном
окружении,
вторгнуты в непривычные,
каноны и в повести и в философские
дерзкие сочетания, разрушающие
стереотипы и высвобождающие таившееся в них поэтическое начало. Герцен
редко знакомит с итогами мыслительной работы, последними решениями и
готовыми формулами - всякие "концы" и схемы ему органически чужды, его
пугает прямолинейность, раздражают односторонность и ригоризм. Герцен
погружает читателя в процесс мышления и, не ограничиваясь основными вехами
(зарождение, развитие и кристаллизация до какой-то степени), передает
изгибы,
нюансы и временные отклонения. Логический роман, логическая
исповедь, поэзия мысли - все эти герценовские самооценки необыкновенно
точно и образно передают суть дела, специфику его творчества.
В
"специальный"
рассказ,
"Письмах об изучении природы" (1845-1846) Герцен одновременно
выступает и историком философии, бережно восстанавливающим ход человеческой
мысли, прослеживающим основные этапы ее развития, и дальновидным, трезвым
политиком, ненавязчиво, но планомерно и поминутно вводящим злободневность в
свой
строго анализирующим и классифицирующим
Стр.1