Александр Герцен
ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ
Содержание:
Статья 1. <...> Между тем всеобщее примирение в
сфере мышления провозгласилось миру наукой. <...> И жаждавшие примирения раздвоились:
одни не верят науке, не хотят ею заняться, не хотят обследовать, почему она так говорит,
не хотят идти ее трудным путем; "наболевшие души наши, - говорят они, - требуют
утешений, а наука на горячие просьбы о хлебе подает камни, на вопль и стон
растерзанного сердца, на его плач, молящий об участии, - предлагает холодный разум и
общие формулы; в логической неприступности своей она равно не удовлетворяет ни
практических людей, ни мистиков. <...> .}". Другие, совсем напротив, нашли внешнее примирение и ответ всему
каким-то незаконным процессом, усваивая себе букву науки и не касаясь до живого духа
ее. <...> Они до того поверхностны, что им кажется все ужасно легким, на всякий вопрос они
знают разрешение; когда слушаешь их, то кажется, что науке больше ничего не осталось
делать. <...> Такого рода факты никогда не совершаются
не в свое время; время для науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу
человеческому искусившемуся на всех ступенях лестницы самопознания, начала
раскрываться истина в стройном наукообразном организме и притом в живом организме. <...> А
для того, чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и
сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и
воззрения всех и каждого, - она слишком юна, она не могла еще иметь такого развития в
жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не
думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность формы, ни на полноту
развертывающегося в ней содержания, ни на диалектическую методу, ясную и прозрачную
для самой себя. <...> На первый случай да будет позволено нам не разрушать на некоторое время спокойствия <...>
Дилетантизм_в_науке.pdf
Александр Герцен
ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ
Содержание:
Статья 1. Дилетантизм в науке.
Статья 2. Дилетанты-романтики.
Статья 3. Дилетанты и цех ученых.
Статья 4. Буддизм в науке
Статьи цикла за подписью "Ис-р" были впервые опубликованы
в "Отечественных записках" в 1843 году.
При жизни Герцена больше не печатались.
Воспроизведено по собранию сочинений А.И. Герцена
в 8-ми томах, М., Изд. "Правда", 1975 г., т. II, стр. 5-86
Оригинал здесь: VIVOS VOCO.
ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ
СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
Мы живем на рубеже двух миров - оттого особая тягость, затруднительность жизни для
мыслящих людей. Старые убеждения, все прошедшее миросозерцание потрясены - но они
дороги сердцу. Новые убеждения, многообъемлющие и великие, не успели еще принести
плода; первые листы, почки пророчат могучие цветы, но этих цветов нет, и они чужды
сердцу. Множество людей осталось без прошедших убеждений и без настоящих. Другие
механически спутали долю того и другого и погрузились в печальные сумерки. Люди
внешние предаются в таком случае ежедневной суете; люди созерцательные - страдают: во
что б ни стало ищут примирения, потому что с внутренним раздором, без краеугольного
камня нравственному бытию человек не может жить. Между тем всеобщее примирение в
сфере мышления провозгласилось миру наукой. И жаждавшие примирения раздвоились:
одни не верят науке, не хотят ею заняться, не хотят обследовать, почему она так говорит,
не хотят идти ее трудным путем; "наболевшие души наши, - говорят они, - требуют
утешений, а наука на горячие просьбы о хлебе подает камни, на вопль и стон
растерзанного сердца, на его плач, молящий об участии, - предлагает холодный разум и
общие формулы; в логической неприступности своей она равно не удовлетворяет ни
практических людей, ни мистиков. Она намеренно говорит языком неудобопонятным,
чтобы за лесом схоластики скрыть сухость основных мыслей - elle n'a pas d'entrailles {у нее
нет души (франц.).}". Другие, совсем напротив, нашли внешнее примирение и ответ всему
каким-то незаконным процессом, усваивая себе букву науки и не касаясь до живого духа
ее. Они до того поверхностны, что им кажется все ужасно легким, на всякий вопрос они
Стр.1