Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 487168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Дилетантизм в науке

0   0
Первый авторГерцен Александр Иванович
Страниц44
ID4838
АннотацияЦикл статей: Статья 1. Дилетантизм в науке
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Герцен, А.И. Дилетантизм в науке : Статья / А.И. Герцен .— 1843 .— 44 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Герцен ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ Содержание: Статья 1. <...> Между тем всеобщее примирение в сфере мышления провозгласилось миру наукой. <...> И жаждавшие примирения раздвоились: одни не верят науке, не хотят ею заняться, не хотят обследовать, почему она так говорит, не хотят идти ее трудным путем; "наболевшие души наши, - говорят они, - требуют утешений, а наука на горячие просьбы о хлебе подает камни, на вопль и стон растерзанного сердца, на его плач, молящий об участии, - предлагает холодный разум и общие формулы; в логической неприступности своей она равно не удовлетворяет ни практических людей, ни мистиков. <...> .}". Другие, совсем напротив, нашли внешнее примирение и ответ всему каким-то незаконным процессом, усваивая себе букву науки и не касаясь до живого духа ее. <...> Они до того поверхностны, что им кажется все ужасно легким, на всякий вопрос они знают разрешение; когда слушаешь их, то кажется, что науке больше ничего не осталось делать. <...> Такого рода факты никогда не совершаются не в свое время; время для науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу человеческому искусившемуся на всех ступенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме и притом в живом организме. <...> А для того, чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого, - она слишком юна, она не могла еще иметь такого развития в жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность формы, ни на полноту развертывающегося в ней содержания, ни на диалектическую методу, ясную и прозрачную для самой себя. <...> На первый случай да будет позволено нам не разрушать на некоторое время спокойствия <...>
Дилетантизм_в_науке.pdf
Александр Герцен ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ Содержание: Статья 1. Дилетантизм в науке. Статья 2. Дилетанты-романтики. Статья 3. Дилетанты и цех ученых. Статья 4. Буддизм в науке Статьи цикла за подписью "Ис-р" были впервые опубликованы в "Отечественных записках" в 1843 году. При жизни Герцена больше не печатались. Воспроизведено по собранию сочинений А.И. Герцена в 8-ми томах, М., Изд. "Правда", 1975 г., т. II, стр. 5-86 Оригинал здесь: VIVOS VOCO. ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Мы живем на рубеже двух миров - оттого особая тягость, затруднительность жизни для мыслящих людей. Старые убеждения, все прошедшее миросозерцание потрясены - но они дороги сердцу. Новые убеждения, многообъемлющие и великие, не успели еще принести плода; первые листы, почки пророчат могучие цветы, но этих цветов нет, и они чужды сердцу. Множество людей осталось без прошедших убеждений и без настоящих. Другие механически спутали долю того и другого и погрузились в печальные сумерки. Люди внешние предаются в таком случае ежедневной суете; люди созерцательные - страдают: во что б ни стало ищут примирения, потому что с внутренним раздором, без краеугольного камня нравственному бытию человек не может жить. Между тем всеобщее примирение в сфере мышления провозгласилось миру наукой. И жаждавшие примирения раздвоились: одни не верят науке, не хотят ею заняться, не хотят обследовать, почему она так говорит, не хотят идти ее трудным путем; "наболевшие души наши, - говорят они, - требуют утешений, а наука на горячие просьбы о хлебе подает камни, на вопль и стон растерзанного сердца, на его плач, молящий об участии, - предлагает холодный разум и общие формулы; в логической неприступности своей она равно не удовлетворяет ни практических людей, ни мистиков. Она намеренно говорит языком неудобопонятным, чтобы за лесом схоластики скрыть сухость основных мыслей - elle n'a pas d'entrailles {у нее нет души (франц.).}". Другие, совсем напротив, нашли внешнее примирение и ответ всему каким-то незаконным процессом, усваивая себе букву науки и не касаясь до живого духа ее. Они до того поверхностны, что им кажется все ужасно легким, на всякий вопрос они
Стр.1