Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Нотные издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания XVIII – начала XX вв. Сборник источниковедческих трудов. Вып.2 (290,00 руб.)

0   0
Первый автор Безуглова И. Ф.
ИздательствоСПб.: РНБ
Страниц215
ID48321
АннотацияНастоящий сборник научных работ продолжает серию публикаций, раскрывающих многие аспекты музыкальной жизни России в процессе исследования нотных изданий, нотоиздательского дела и архивных документов, связанных с ним. В качестве приложений к двум статьям впервые публикуются каталог нотной библиотеки Н. Ф. Финдейзена и указатель российских изданий английской оперетты.
Кому рекомендованоАдресован исследователям русской культуры, музыковедам, культурологам, музыкантам-исполнителям.
УДК78.03+781.97+78.071+78.073+655.413:78
ББК85.313 (2)
Безуглова, И.Ф. Нотные издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания XVIII – начала XX вв. Сборник источниковедческих трудов. Вып.2 / И.Ф. Безуглова .— Сборник трудов .— Санкт-Петербург : РНБ, 2003 .— 215 с. — URL: https://rucont.ru/efd/48321 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Российская национальная библиотека НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ Российские нотные издания XVIII – начала XX вв. <...> В качестве приложений к двум статьям впервые публикуются каталог нотной библиотеки Н. Ф. Финдейзена и указатель российских изданий английской оперетты. <...> Издания духовной музыки конца XVIII – начала XIX вв. <...> М. И. Глинки ГПИБ – Государственная публичная историческая библиотека ОИК – Отдел истории книги МГК – Московская государственная консерватория РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства РГБ – Российская государственная библиотека РГИА – Российский государственный исторический архив РГМ – Русский государственный музей РИИИ – Российский институт истории искусств КР – Кабинет рукописей РМГ – Русская музыкальная газета РНБ – Российская национальная библиотека ОНИиЗ – Отдел нотных изданий и звукозаписей ОР – Отдел рукописей СПб ГК – Санкт-Петербургская государственная консерватория ЦМБ – Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра 4 RISM – Repertoire International des Sources Musicales (Международный репертуар музыкальных источников) ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящим сборником Отдел нотных изданий и звукозаписей Российской национальной библиотеки продолжает начатую серию публикаций материалов, основанных на изучении нотных изданий. <...> Во втором выпуске серии «Нотные издания в музыкальной жизни России», как и в первом, больше всего внимания уделено раннему периоду российского нотопечатания, когда зарождался и устанавливался определѐнный нотоиздательский порядок, а издательский репертуар, ещѐ не очень обширный, вмещающий только то, что могло иметь спрос у публики, отражал, как в зеркале, особенности музыкального быта России. <...> До сего времени не было известно, где отыскивать издания из библиотеки Финдейзена. <...> Во втором выпуске нотографического сборника <...>
Нотные_издания_в_музыкальной_жизни_России._Российские_нотные_издания_XVIII_–_начала_XX_вв._Сборник__источниковедческих_трудов._Вып.2.pdf
Российская национальная библиотека НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ Российские нотные издания XVIII – начала XX вв. Сборник источниковедческих трудов Выпуск 2 Санкт-Петербург 2003
Стр.1
УДК 78.03+781.97+78.071+78.073+655.413:78 ББК 85.313 (2) Н 85 Составитель и научный редактор И. Ф. Безуглова, канд. искусствоведения Редактор Ю. Н. Кружнов Настоящий сборник научных работ продолжает серию публикаций, раскрывающих многие аспекты музыкальной жизни России в процессе исследования нотных изданий, нотоиздательского дела и архивных документов, связанных с ним. В качестве приложений к двум статьям впервые публикуются каталог нотной библиотеки Н. Ф. Финдейзена и указатель российских изданий английской оперетты. Отдельные издания иллюстрированы копиями гравюр из редких нотных изданий. Сборник адресован исследователям русской культуры, музыковедам, культурологам, музыкантам-исполнителям. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Список сокращений .........................................................................................4 От составителя .................................................................................................5 Пуртов Ф. Э. К вопросу становления авторского права в нотоиздательстве в России ............................................................................8 Рыжкова Н. А. Дальмас и его издательство «Troubadour du Nord» в Петербурге .................................................................14 Безуглова И. Ф. Издания духовной музыки конца XVIII – начала XIX вв. (Поиск древней традиции церковного пения) .................................................25 Музычук Т. Ф. Два российских народных гимна в отечественных нотных изданиях ..................................................................32 Брежнева И. В. Отечественные издания первой половины XIX в. в библиотеке Н. Ф. Финдейзена .......................................................................55 Приложение: каталог отечественных изданий XIX века в библиотеке Н. Ф. Финдейзена ........................................................................60 Гришкун Н. П. Из истории французско-русских музыкальных связей последней трети XVIII – начала XIX вв. (По нотным изданиям «Юсуповской коллекции») ..............................................................................135 Долгушина М. Г. Жанр романса в творчестве русских дилетантов первой трети XIX в. ........................................................153 Копытова Г. В. Полька «Карлуша» – «Sperl - Polka» И. Штрауса-отца .............................................................................................165 Поляновская Я. М. Нотные публикации английской оперетты в России Приложение: указатель российских изданий английской оперетты ........................................................................................171 Сергеева Л. Е. Аспекты проблемы сохранности антикварных нотных изданий ...............................................................................................181 Кружнов Ю. Н. «12 симфоний для скрипки и баса» Лодовико Мадонниса»: попытка переиздания ..............................................191 Авторы сборника ............................................................................................199 Иллюстрации………………………………………………………………….200 3
Стр.3
СИГЛЫ БИБЛИОТЕК И СОКРАЩЕНИЯ ГММК ( ГЦММК) – Государственный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ГПИБ ОИК МГК РГАЛИ РГБ РГИА РГМ РИИИ КР РМГ РНБ ОНИиЗ ОР СПб ГК ЦМБ – Государственная публичная историческая библиотека – Отдел истории книги – Московская государственная консерватория – Российский государственный архив литературы и искусства – Российская государственная библиотека – Российский государственный исторический архив – Русский государственный музей – Российский институт истории искусств – Кабинет рукописей – Русская музыкальная газета – Российская национальная библиотека – Отдел нотных изданий и звукозаписей – Отдел рукописей – Санкт-Петербургская государственная консерватория – Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра 4
Стр.4
RISM – Repertoire International des Sources Musicales (Международный репертуар музыкальных источников) ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящим сборником Отдел нотных изданий и звукозаписей Российской национальной библиотеки продолжает начатую серию публикаций материалов, основанных на изучении нотных изданий. Источниковедческий подход к печатным нотам – редкое явление в музыковедении. Между тем, анализ даже отдельного экземпляра издания в совокупности с исследованием косвенных источников и архивных документов нередко даѐт основу для широкого исторического обобщения, для более углублѐнного изучения уже известных явлений музыкальной жизни. Во втором выпуске серии «Нотные издания в музыкальной жизни России», как и в первом, больше всего внимания уделено раннему периоду российского нотопечатания, когда зарождался и устанавливался определѐнный нотоиздательский порядок, а издательский репертуар, ещѐ не очень обширный, вмещающий только то, что могло иметь спрос у публики, отражал, как в зеркале, особенности музыкального быта России. Большинство работ посвящены первой трети Х1Х в., так называемой «эпохе музыкального дилетантизма», когда многие русские авторы-музыканты были представителями высшего света, отдающими дань всеобщему увлечению музыкой. В статье М. Г. Долгушиной эта тема затронута в связи с анализом русского романса первой трети Х1Х в. Как справедливо замечает автор, данный период русской вокальной лирики мало изучен. Опираясь на анализ нотных изданий, издательских и торговых каталогов, Долгушина буквально реанимирует неизвестные имена, произведения. Читатель будет благодарен автору, найдя в статье не только интересный материал по истории русского романса, но и биографические данные многих музыкантов-дилетантов I-й трети XIX в. В работе Долгушиной подчеркнута роль французского романса в становлении этого жанра в России, автор связывает русскую «национализацию» романса именно с исследуемым периодом, особенно подчеркивая роль усиления патриотических настроений в эпоху войны 1812 г. и факт увлечения национальной словесностью. Роль французского романса в становлении русской классической музыки выделена и в статье Н. П. Гришкун, продолжающей исследование изданий из Юсуповской коллекции. В своей работе автор оригинален в выборе ракурса показа особенностей русской музыкальной культуры через призму увлечений и познаний русской публикой французской музыки. Анализируя комплекс французских нотных изданий из библиотеки князя Н. Б. Юсупова, Гришкун раскрывает интересные факты ассимиляции французских мелодий в России, в 5
Стр.5
частности, трансформации революционных французских музыкальных сочинений во вполне мирное российское звучание. Информация о нотных изданиях из частной библиотеки содержится в статье, подготовленной московским исследователем И. В. Брежневой. Речь идет о библиотеке Н. Ф. Финдейзена, музыковеда-энциклопедиста. Многочисленные основополагающие работы ученого изобилуют ссылками на рукописи и издания из его собственной библиотеки, возбуждая у читателя желание заглянуть в них. До сего времени не было известно, где отыскивать издания из библиотеки Финдейзена. К сожалению, рассеивание частных библиотек по разным государственным хранилищам и внутри одного хранилища – обычное явление в России 20–30-х гг. XX в. Лишь в последнее время наметилась тенденция к «собиранию» информации об этих библиотеках. Библиотека Московской консерватории провела работу по восстановлению целостности нотного собрания Финдейзена, безымянно влитого в ее фонды в 1934 г. В связи с исключительной ценностью подготовленного библиотекой каталога нотной библиотеки Финдейзена, мы сочли необходимым поместить в настоящий сборник часть этого каталога, содержащую перечень российских нотных изданий, любезно предоставленный нам Московской консерваторией и автором публикуемой статьи. Во втором выпуске нотографического сборника продолжена также тема истории нотоиздательства в России. Она затронута в статье Н. А. Рыжковой об истории музыкального издательства «Troubadour du Nord», основанного издателем Дальмасом и названного так по имени издававшегося им музыкального журнала. В статье рассказано также подробно и об истории издания самого журнала. Исследователь Ф. Э. Пуртов в своей работе обратился к неизученному вопросу об авторском праве в нотоиздательстве и нототорговле в России конца XVIII - первой четверти XIX вв. Несмотря на то, что отличительной чертой российского нотоиздательства является меценатство крупнейших нотоиздателей второй половины XIX в., вопрос об авторском праве достаточно остро стоял как при зарождении нотоиздательства, так и при его развитии и расширении. Особенно много споров разгоралось вокруг права на издание духовной музыки, первоначально считавшегося неотъемлемым правом Синода и Петербургской певческой капеллы. Две статьи сборника содержат сведения об этих изданиях. Работа Т. Ф. Музычук посвящена истории двух российских гимнов. Автор, основываясь на выявленных ею архивных документах и нотных изданиях, воссоздает картину появления и бытования духовного и светского гимнов, постепенного складывания статуса государственного гимна. Вторая работа из области духовной музыки принадлежит составителю сборника. В ней исследуются издания церковной музыки, занимавшие в общем объѐме российских нотных изданий самую значительную часть. В статье впервые рассматривается вопрос об основах церковного пения XIX в. через призму поисков древней традиции, предпринятых в XIX – начале XX вв. Двум авторам сборника отдельные нотные издания послужили основой увлекательного экскурса в весѐлые жанры российского водевиля и английской оперетты. Г. В. Копытова в статье «Полька ‗‘Карлуша‘‘ И. Штрауса-отца» обращается к редко упоминаемому в исследовательских трудах типу водевиля, в котором, подобно опере-пастиччо, музыка собиралась из произведений разных 6
Стр.6
авторов. Найти такую «собранную» партитуру довольно сложно, однако автору статьи это удалось, что позволило ей сделать интересные выводы и убедительные предположения, несомненно вносящие вклад в изучение этого лѐгкого жанра. Вторая статья, касающаяся развлекательного жанра – «Нотные публикации английской оперетты в России» Я. М. Поляновской – впервые в отечественном музыкознании содержит нотографические сведения о бытовании английской оперетты в России конца XIX – начала XX вв. В приложении к статье даѐтся перечень всех изданных в России английских оперетт и отдельных номеров из них в период с 1887 по 1961 гг. Несколько особняком – на первый взгляд – стоит в сборнике статья Л. Е. Сергеевой о проблемах сохранности антикварных нотных изданий, где сделана попытка анализа специфики их оформления, особенностей бумаги и переплѐтов, использовавшихся для этих изданий. Статья Сергеевой оказывается очень полезной для тех, кто работает с нотными изданиями. Заключает сборник статья Ю. Н. Кружнова «‘‘12 симфоний для скрипки и баса‘‘ Лодовико Мадонниса: попытка переиздания». Она знакомит читателей с предпринятым в Отделе нотных изданий и звукозаписей РНБ экспериментом – переизданием нотного раритета, сохранившегося только в двух экземплярах (РНБ, Русский музей). Эксперимент проходит в рамках проекта ОНИиЗ РНБ, предполагающего переиздание редчайших нотных изданий, пользующихся спросом у читателей. В случае удачного осуществления проекта Российская национальная библиотека предоставит читателям возможность ознакомиться не только с результатами нотографических исследований, публикуемых в настоящем сборнике, но и с самими редкими нотными изданиями. 7
Стр.7
АВТОРЫ СБОРНИКА Безуглова Ирина Федотовна, Брежнева Ирина Вячеславовна, зав. Отд. нотных изданий и звукозаписей РНБ, канд. искусствоведения главный библиотекарь Научной библиотеки им. С.И. Танеева МГК, канд. искусствоведения Гришкун Наталья Петровна, ст. научн. сотр. Отд. нотных изданий и звукозаписей РНБ Долгушина Марина Георгиевна, доцент каф. теории и истории музыки Вологодского госуд. педагогического университета, канд. искусствоведения Копытова Галина Викторовна, Кружнов Юрий Николаевич, Музычук Татьяна Федоровна, Поляновская Яна Маркусовна, Пуртов Феликс Эрнестович, Рыжкова Наталия Александровна, Сергеева Людмила Евгеньевна, зав. Кабинетом рукописей РИИИ библиотекарь Отд. нотных изданий и звукозаписей РНБ мл. научн. сотр. Отд. нотных изданий и звукозаписей РНБ канд. искусствоведения зав. Отд. нотных изданий Научномузыкальной библиотеки СПб ГК, канд. искусствоведения докторант СПбГК, канд. искусствоведения ст. науч. сотр. Отд. нотных изданий и звукозаписей РНБ, канд. биологических наук 199
Стр.199