ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ Расчетные предпосылки снижения стоимости конструкций подземных сооружений транспортного назначения Меркин В.Е., д-р техн. наук, проф., НИЦ ОПП АО «Мосинжпроект», Чеботаев В.В., канд. техн. наук, филиал ОАО ЦНИИС НИЦ ТМ, Москва Аннотация Расчетным путем и по результатам анализа отечественных и зарубежных нормативных документов для проектирования сооружений из железобетона, в том числе транспортного и гидротехнического назначения, обосновываются необходимость и технико-экономическая целесообразность замены требования «абсолютной» трещиностойкости обделок без гидроизоляции, содержащегося в сводах правил по транспортным тоннелям и метрополитенам, на возможность образования трещин шириной 0,15 мм с наружной стороны обделки и 0,20 мм – с внутренней. <...> Как одно из направлений снижения материалоемкости подземных конструкций рассматривается использование в расчетах геотехнической модели упрочняющегося грунта. <...> В этой связи целесообразно провести анализ нормативных документов, регламентирующих требования к трещиностойкости конструкций подземных и наземных капитальных сооружений различного назначения, находящихся в условиях эксплуатации, не менее сложных, чем транспортные тоннели. <...> The article considers the use of hardening soil in the calculations of geometrical model as one of the approaches for the reduction in input of materials for underground structures. <...> Анализ практики проектирования подземных сооружений транспортного назначения (объектов метрополитена, автодорожных и железнодорожных тоннелей) свидетельствует об относительно высокой стоимости и материалоемкости несущих конструкций (обделок) [1]. <...> Во многом это определяется чрезмерно жесткими требованиями действующих нормативных документов [2, 3] к трещиностойкости обделок, с одной стороны, и с другой – представляемым по результатам изысканий составом физико-механических характеристик грунтового массива, как правило, недостаточным для использования в расчетах конструкций современных <...>