ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ Пути снижения сроков строительства московского метрополитена тоннелепроходческими комплексами* Федунец Б.И., д-р техн. наук, проф., Горный институт НИТУ «МИСиС», Москва; Мазеин С.В., д-р техн. наук, Тоннельная ассоциация России, Москва; Потапов М.А., СМУ-162 ОАО «Трансинжстрой», Москва; Бойко Ф.А., канд. техн. наук, ОАО «Мосинжпроект», Москва Рассмотрим, как можно сэкономить время на монтаже кольца обделки. <...> Это время составляет в среднем около 1 ч в цикле и достигнуто за счет совершенствования навыков рабочего персонала. <...> Количество монтажей колец можно сократить увеличением их ширины, тогда уменьшается количество циклов проходки. <...> На щите с гидропригрузом железобетонная обделка используется с шириной 1,2 м, на щите с грунтопригрузом кольцо обделки имеет ширину 1,4 м. <...> Под более широкое кольцо требуется увеличить длину хвостовика щита и ход проходческих домкратов. <...> Если в тоннеле планируется много вставок из металлических сегментов с болтовыми соединениями, придающими повышенную жесткость сопряжениям в местах будущих сбоек с притоннельными сооружениями, то имеет смысл металлические сегменты делать той же ширины, какую имеют более широкие кольца основной обделки (рис. <...> Есть дополнительная возможность сэкономить на времени монтажа обделки, используя соединительные элементы с дюбелями. <...> При таком типе соединения по сравнению с болтовыми соединениями не требуется задействовать много рабочих на монтаж обделки, сборка производится блокоукладчиком автоматически после установки блока в требуемое положение. <...> В силу своих конструктивных особенностей этот тип соединения подходит только для ромбовидных и трапециевидных блоков, использование которых может несколько сократить затраты времени на монтаж обделки. <...> Число монтажей обделки в зависимости от ширины кольца Простои щита подразделяются на плановые и внеплановые остановки. <...> Плановые остановки осуществляются для проведения вспомогательных <...>