ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ О методах защиты транспортных сооружений на открытых песчаных берегах внутренних морей Тлявлина Г.В., канд. техн. наук; Ярославцев Н.А., канд. техн. наук; Петров В.А., канд. геогр. наук; Тлявлин Р.М., канд. техн. наук; филиал ОАО ЦНИИС «НИЦ «Морские берега», Сочи Аннотация Рассмотрены особенности защиты берегов с песчаными наносами. <...> Приводятся примеры эффективных защитных сооружений из крупнообломочного материала (гравия, гальки и камня) на песчаных берегах. <...> Выбор методов защиты транспортных сооружений на открытых песчаных морских побережьях должен основываться на исследованиях морфологии и динамики береговой зоны, выполненных в пределах единой литодинамической системы. <...> Эта система включает зоны размыва (насыщения потока), транспорта (транзита) и аккумуляции пляжеобразующего материала. <...> Как правило, необходимость защиты песчаного берега возникает в зонах насыщения вдоль берегового потока наносами, реже – в зонах транзита. <...> Наиболее прогрессивным методом защиты песчаного берега, в том числе и с точки зрения охраны окружающей среды и сохранения береговых ландшафтов, является отсыпка пляжеобразующего материала в зону размыва в объемах, компенсирующих дефицит потока наносов. <...> Перспективным направлением защиты транспортных сооружений от волнового воздействия на песчаных берегах является создание галечно-гравийных пляжей полного про14 филя в зонах дефицита песка (зоны размыва). <...> Использование крупнообломочного материала вместо песка позволит в 2-3 раза снизить объем отсыпаемого материала и на порядок уменьшить интенсивность вдольберегового переноса пляжевого материала. <...> Для исключения вдольберегового переноса искусственный галечный пляж целесообразно создавать в комплексе с пляжеудерживающими сооружениями, в качестве которых целесообразны буны из камня. <...> Такой вариант волногасящего галечного пляжа с удерживающими сооружениями исключает размыв песчаного берега <...>