Наука социального управления и общественного развития УДК 82.09 С.А. ТИХОМИРОВ «ПАТРИОТИЗМ» В РОССИЙСКОМ «ЛИТЕРАТУРНОПОЛИТИЧЕСКОМ» ДИСКУРСЕ: ЯВЛЕНИЯ ГИПЕРБОЛИЧНОСТИ, «ДВОЙНЫХ ПОСЛАНИЙ» И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБМЕНА В статье описаны некоторые аспекты патриотизма как этического и политического принципа, социального явления, имеющего знаковую природу, описаны некоторые религиозные особенности патриотизма. <...> Фактически мы имеем явление «обеднения формы», в то время как смысл понятия «патриотизм» заключает в себе целую систему самых разных ценностей, включая «ценность-стоимость» (valeur) в ницшеанском значении; идеология патриотизма является одним из самых продуктивных мотиваторов современного мифотворчества. <...> [2] Патриотизм (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – это этический и политический принцип, социальное явление, основанное на так называемой «любви к Отечеству» и необходимости в любой момент подчинить интересам Отечества собственные личные (частные) интересы. <...> В основном, патриотизм активно функционирует в крупных территориальных образованиях: например: имперский патриотизм (это то, что Р. Барт <...> К примеру, Римская Империя и так называемый «Третий Рейх» расценивали христианство как угрозу имперскому патриотизму. <...> Несмотря на то, что христиане в основном проповедовали лояльность по отношению к властям (это особенно характерно для восточного христианства) и возносили молитвы за благополучие империй, они отказывались принимать участие в разного рода имперских и национальных культах (и оккультных ритуалах), которые по мнению их устроителей должны были способствовать росту имперского и национального патриотизма. <...> При том, что космополитизм является до известной степени противоположностью патриотизму (как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных <...>