Научное развитие экономики и управления предприятием УДК 658.5:339.137 В.Ф. БОНДАРЕВ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ В статье рассмотрены вопросы адаптации российских промышленных предприятий с учетом современной рыночной конкурентной среды. <...> В рыночных условиях важное значение имеет адаптация предприятий в нестабильной внешней среде. <...> Эффективность хозяйствования будет определяться предприятий возможностью мобилизовать факторы и ресурсы, определяющие потенциальные конкурентные преимущества, к которым действующий хозяйственный механизм невосприимчив. <...> При очевидных преимуществах вертикальной и горизонтальной интеграции высокие затраты, связанные с взаимодействием партнѐров, ограничивают рост предприятий, нарушают внутреннюю управляемость. <...> Не сумев справиться с этими трудностями, западные фирмы перешли на путь аутсорсинга, когда с передачей всех неосновных функций другим фирмам компании остаются только разработка видов продукции (брендов), продажа и обслуживание клиентов. <...> Хозяйствование может быть успешным и в рамках крупных фирм и холдингов, если обеспечить снижение трансакционных издержек и единый ритм производства, то есть уровень производительности труда, который является основным конкурентным преимуществом. <...> Всѐ это в совокупности свидетельствует в пользу регулятивной стратегии развития и в то же время требует обоснованной методологической позиции. <...> При формировании системы индикативного планирования неизбежно встаѐт вопрос о соотношении планового и рыночного механизмов, противоречивых в традиционном понимании сущности обоих. <...> Функционирование рынка в том или ином виде обязательно включает конкуренцию, несѐт в себе элементы неопределѐнности и непредсказуемости. <...> Сегодня это понятие трактуется широко: оно обозначает не только конфронтацию и состязательность, но и согласование целей, сотрудничество хозяйствующих субъектов <...>