На правах рукописи
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СКОВОРОДИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
РАЗВИТИЕ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв.
Специальность 07.00.02.отечественная
история
Научный руководитель
Заслуженный работник
высшей школы РФ,
доктор исторических наук,
профессор А.П. Толочко
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Омск-2003
1
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Количественный рост, профиль и материальная база
низших и средних специальных учебных заведений Западной
Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. …………………………….. ….. .. 22
1. Расширение сети профессиональных учебных
заведений, их профиль ………………………………………….22
2. Материальная база профессиональной школы ………………. 41
Глава II. Подготовка специалистов низшими и средними профессиональными
учебными заведениями Западной
Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. ………………………….. ……… 62
1. Характеристика преподавательского корпуса
учебных заведений …………………………………………… 62
2. Численность, состав и положение учащихся ……………... 81
3. Cодержание учебного процесса и его результативность …. 108
Заключение ……………………………………………………………… 156
Список использованных источников и литературы ………………… 160
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в
конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке
квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования,
здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и
средних профессиональных учебных заведений. Профессиональная школа, помимо
общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания,
умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства
или сфере услуг. Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных
учебных заведений в образовательной сфере возрастала.
Те же тенденции имели место и в Западной Сибири. Развитие капиталистических
отношений, ускоренное здесь строительством Сибирской железной
дороги, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии
низшего и среднего специального образования. Если в 90-х гг. XIX в. в
Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено
единичными учебными заведениями, то в начале ХХ в. в крае уже
функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные,
железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские
школы, дававшие среднее и неполное среднее образование,
а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и
технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные
школы. Поэтому вполне понятно, что без изучения развития профессиональной
школы в одном из крупнейших регионов России, каким являлась
Западная Сибирь, трудно представить полную и всестороннюю картину истории
народного образования в крае в конце XIX – начале ХХ вв.
Вместе с тем изучение этой темы имеет сегодня не только научный интерес,
но и практическую значимость. Система начального и среднего специаль3
Стр.3
ного образования более всего пострадала в современной образовательной сфере
от политики последних лет. Развал материальной базы для профессионального
образования имеет более тяжелые последствия, чем для школ и большинства
вузов. К тому же экономический подъем просто невозможен без высококвалифицированных
кадров. Сложившаяся экономическая ситуация в стране
требует пересмотра и разработки новых положений при определении политики
государства в этой области. В данной связи становление и развитие профессионального
образования как государственного, так и являвшегося инициативой
частных лиц и общественных организаций, факторы, определявшие основы
профессиональной подготовки в дореволюционный период, – все это представляет
практический интерес для разработки современных концепций профессионального
обучения. В силу этого детальное изучение опыта, накопленного
предшественниками в сфере профессиональной школы, является, несомненно,
вполне актуальным.
Переходя к историографии проблемы, отметим, что отдельные вопросы,
связанные с историей низшего и среднего профессионального образования в
России, начали изучаться еще в дореволюционный период. Работы тех лет касались
преимущественно проблем подготовки специалистов для той или иной
отрасти, но вместе с тем отсутствовали публикации, обобщавшие опыт, накопленный
средним и низшим профессиональным образованием. Схематические
обзоры материалов по истории низшего и среднего технического образования в
России были даны, в частности, в труде И.А. Анопова и в издании, вышедшем
под редакцией А.Г. Небольсина1. Однако в них приведены сведения, относящиеся
к пореформенному периоду, в то время как большинство технических
учебных заведений возникло в России в конце XIX – начале ХХ вв. Вопросы
реорганизации сельскохозяйственной школы рассматривались в публи1
Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния
среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889;
Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ Под ред. А.Г.
Небольсина. СПб., 1884.
4
Стр.4
кациях И.А. Стебута, И.Н. Миклашевского, А. Фортунатова и И.И. Мещерского2.
Состояние коммерческого образования, специальные и общеобразовательные
дисциплины в учебных программах профессиональной школы этого типа
были рассмотрены в трудах М.В. Кечеджи-Шаповалова. Кроме того, автор
привел некоторые статистические данные по средним и низшим коммерческим
учебным заведениям в России за 19081909 учебный год3. Значительное внимание
вопросам, связанным с подготовкой учителей, уделил в своем обобщающем
труде по истории народного образования в России Н.В. Чехов4. Наряду
с оценкой состояния народного образования в целом, он охарактеризовал
ситуацию, сложившуюся в связи с введением всеобщего начального обучения
в России и привел в сравнительной таблице данные Министерства народного
просвещения о необходимом числе учителей для введения всеобщего обучения
и их реальное количество на 1911 г. по учебным округам, в том числе и по Западно-Сибирскому
округу. Достаточно часто при обсуждении вопроса о введении
всеобщего начального образования в стране этой темы касались также
публицисты на страницах журналов «Народное образование» и «Журнал Министерства
народного просвещения»5.
2 Стебут И.А. План сельскохозяйственной школы. СПб., 1872; он же. Сельскохозяйственное
знание и сельскохозяйственное образование. М., 1889; Миклашевский И.Н. Очерки из истории
сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Техническое образование».
СПб., 1893; Фортунатов А. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в
России. Оттиск из журнала «Вестник воспитания». М., 1901; Мещерский И.И. Народная
школа и сельское хозяйство: Сборник статей И. Мещерского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.,
1912.
3 Кечеджи-Шаповалов М.В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация
(в России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 19021911. СПб., 1911.
4 Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912.
5 К вопросу о педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений и об
улучшении материального их положения // Журнал Министерства народного образования
(далее ЖМНП). СПб., 1899. Окт.; 1899. Нояб.; 1899. Дек.; Краткий обзор деятельности Министерства
народного просвещения за время управления покойного министра Н.П. Боголепова
(12 февр. 1898 г. 14 февр. 1901 г.) // ЖМНП. СПб., 1901. Июль; Луппов П. О всеобщем
обучении в России // Народное образование (далее НО). 1907. Янв. Кн. 1; Тичер Н.
Принцип, положенный в основу образования начальных учителей в Англии, по сравнению в
Германией и Россией // НО. 1908. Кн. 2. Февр.; Руднев Я. Об организации и постановке
учебного дела в учительских семинариях // ЖМНП. 1913. Май. Ч. XLV. и др.
5
Стр.5