Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСковородина Ирина Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц170
ID48188
АннотацияЗначительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений. Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала.
Кому рекомендованоДля педагогов, историков, широкого круга читателей.
Сковородина, И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук / И.С. Сковородина .— : [Б.и.], 2003 .— 170 с. — URL: https://rucont.ru/efd/48188 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СКОВОРОДИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. <...> Количественный рост, профиль и материальная база низших и средних специальных учебных заведений Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. <...> Расширение сети профессиональных учебных заведений, их профиль …………………………………………. <...> Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. <...> Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала. <...> XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале ХХ в. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. <...> Наряду с оценкой состояния народного образования в целом, он охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в связи с введением всеобщего начального обучения в России и привел в сравнительной таблице данные Министерства народного просвещения о необходимом числе учителей для введения всеобщего обучения и их реальное количество на 1911 г. по учебным округам, в том числе и по Западно-Сибирскому округу. <...> Достаточно часто при обсуждении вопроса о введении всеобщего начального образования в стране этой темы касались также публицисты на страницах журналов «Народное образование» и «Журнал Министерства народного просвещения <...>
Развитие_низшего_и_среднего_профессионального_образования_в_Западной_Сибири_в_конце_XIX_–_начале_ХХ_вв._Диссертация_на_соискание_степени_кандидата_исторических_наук.pdf
На правах рукописи ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СКОВОРОДИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. Специальность 07.00.02.отечественная история Научный руководитель Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор А.П. Толочко Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Омск-2003 1
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………… 3 Глава I. Количественный рост, профиль и материальная база низших и средних специальных учебных заведений Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. …………………………….. ….. .. 22 1. Расширение сети профессиональных учебных заведений, их профиль ………………………………………….22 2. Материальная база профессиональной школы ………………. 41 Глава II. Подготовка специалистов низшими и средними профессиональными учебными заведениями Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. ………………………….. ……… 62 1. Характеристика преподавательского корпуса учебных заведений …………………………………………… 62 2. Численность, состав и положение учащихся ……………... 81 3. Cодержание учебного процесса и его результативность …. 108 Заключение ……………………………………………………………… 156 Список использованных источников и литературы ………………… 160 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений. Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала. Те же тенденции имели место и в Западной Сибири. Развитие капиталистических отношений, ускоренное здесь строительством Сибирской железной дороги, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии низшего и среднего специального образования. Если в 90-х гг. XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале ХХ в. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. Поэтому вполне понятно, что без изучения развития профессиональной школы в одном из крупнейших регионов России, каким являлась Западная Сибирь, трудно представить полную и всестороннюю картину истории народного образования в крае в конце XIX – начале ХХ вв. Вместе с тем изучение этой темы имеет сегодня не только научный интерес, но и практическую значимость. Система начального и среднего специаль3
Стр.3
ного образования более всего пострадала в современной образовательной сфере от политики последних лет. Развал материальной базы для профессионального образования имеет более тяжелые последствия, чем для школ и большинства вузов. К тому же экономический подъем просто невозможен без высококвалифицированных кадров. Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует пересмотра и разработки новых положений при определении политики государства в этой области. В данной связи становление и развитие профессионального образования как государственного, так и являвшегося инициативой частных лиц и общественных организаций, факторы, определявшие основы профессиональной подготовки в дореволюционный период, – все это представляет практический интерес для разработки современных концепций профессионального обучения. В силу этого детальное изучение опыта, накопленного предшественниками в сфере профессиональной школы, является, несомненно, вполне актуальным. Переходя к историографии проблемы, отметим, что отдельные вопросы, связанные с историей низшего и среднего профессионального образования в России, начали изучаться еще в дореволюционный период. Работы тех лет касались преимущественно проблем подготовки специалистов для той или иной отрасти, но вместе с тем отсутствовали публикации, обобщавшие опыт, накопленный средним и низшим профессиональным образованием. Схематические обзоры материалов по истории низшего и среднего технического образования в России были даны, в частности, в труде И.А. Анопова и в издании, вышедшем под редакцией А.Г. Небольсина1. Однако в них приведены сведения, относящиеся к пореформенному периоду, в то время как большинство технических учебных заведений возникло в России в конце XIX – начале ХХ вв. Вопросы реорганизации сельскохозяйственной школы рассматривались в публи1 Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889; Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ Под ред. А.Г. Небольсина. СПб., 1884. 4
Стр.4
кациях И.А. Стебута, И.Н. Миклашевского, А. Фортунатова и И.И. Мещерского2. Состояние коммерческого образования, специальные и общеобразовательные дисциплины в учебных программах профессиональной школы этого типа были рассмотрены в трудах М.В. Кечеджи-Шаповалова. Кроме того, автор привел некоторые статистические данные по средним и низшим коммерческим учебным заведениям в России за 19081909 учебный год3. Значительное внимание вопросам, связанным с подготовкой учителей, уделил в своем обобщающем труде по истории народного образования в России Н.В. Чехов4. Наряду с оценкой состояния народного образования в целом, он охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в связи с введением всеобщего начального обучения в России и привел в сравнительной таблице данные Министерства народного просвещения о необходимом числе учителей для введения всеобщего обучения и их реальное количество на 1911 г. по учебным округам, в том числе и по Западно-Сибирскому округу. Достаточно часто при обсуждении вопроса о введении всеобщего начального образования в стране этой темы касались также публицисты на страницах журналов «Народное образование» и «Журнал Министерства народного просвещения»5. 2 Стебут И.А. План сельскохозяйственной школы. СПб., 1872; он же. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. М., 1889; Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Техническое образование». СПб., 1893; Фортунатов А. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Вестник воспитания». М., 1901; Мещерский И.И. Народная школа и сельское хозяйство: Сборник статей И. Мещерского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 1912. 3 Кечеджи-Шаповалов М.В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация (в России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 19021911. СПб., 1911. 4 Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912. 5 К вопросу о педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения // Журнал Министерства народного образования (далее ЖМНП). СПб., 1899. Окт.; 1899. Нояб.; 1899. Дек.; Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н.П. Боголепова (12 февр. 1898 г.  14 февр. 1901 г.) // ЖМНП. СПб., 1901. Июль; Луппов П. О всеобщем обучении в России // Народное образование (далее НО). 1907. Янв. Кн. 1; Тичер Н. Принцип, положенный в основу образования начальных учителей в Англии, по сравнению в Германией и Россией // НО. 1908. Кн. 2. Февр.; Руднев Я. Об организации и постановке учебного дела в учительских семинариях // ЖМНП. 1913. Май. Ч. XLV. и др. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.