Виханский, С. М. Заверский, Н. М. Чуркина Экологические вызовы и политика бизнеса: пример трех российских компаний В статье рассмотрен опыт реализации экологической политики тремя российскими компаниями — ОК РУСАЛ, Группой ГАЗ и Байкальским цел люлознобумажным комбинатом. <...> Проанализирован их уровень экологиче ской ответственности, действия, предпринимаемые компаниями, и сложно сти, с которыми они сталкиваются в процессе реализации экологической по литики. <...> Ключевые слова: экологическая ответственность, экологическая политика компаний, конкурентоспособность, бережливое производство, изменение климата. <...> Еще около трех десятилетий назад защита окружающей среды воспринималась представителями бизнеса как деятельность, генери рующая исключительно дополнительные расходы, а ключевым сти мулом для снижения негативного воздействия компаний на окру 60 ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНТА СЕРИЯ 24 МЕНЕДЖМЕНТ. <...> № 1 Экологические вызовы и политика бизнеса: пример трех российских компаний жающую среду являлась необходимость соответствовать стандартам и нормам, установленным правительствами, и избегать возможных штрафов. <...> Соответственно, и экологическая ответственность компа нии рассматривалась как деятельность предприятия в сфере охраны окружающей среды, не подразумевающая извлечение дополнитель ной прибыли (4). <...> Однако уже с 1980х гг. стало распространяться понимание, что экологическая политика для компании является одним из факторов конкурентоспособности (9). <...> Более того, постепенно экологическая политика ряда компаний, как правило из развитых стран, стала за метно опережать действия правительств по экологической защите. <...> При этом сегодня боль шое распространение получила точка зрения, что экологическая деятельность может создавать для бизнеса и дополнительную при быль (1, 7). <...> Более активная, чем у конкурентов, экологическая политика торговли выбросами парниковых газов, начавшей <...>