СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 712.03 Образовательные функции русской усадьбы XVIII века Е.В. ЯХНЕНКО, искусствовед, зав. рекламно-просветительским отделом Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в. <...> E-mail: jahnenko@mail.ru Показаны тенденции развития образовательных функций русской усадебной культуры произведений искусства в XVIII веке. <...> Рассмотрено на примере иконы Пресвятой Богородицы «Вертоград Заключенный» опосредованное влияние европейской культуры на русское искусство и действительность. <...> В Петровскую эпоху развивается новое явление русской жизни – общедоступные сады и парки, создающиеся по европейскому типу, которые имели информационное и образовательное значение. <...> Представлен анализ садов и парковых ансамблей на примерах Крутицкого подворья, усадьбы Бидлоо в Лефортове и Кусково в Москве и Летнего сада в Санкт-Петербурге, в Москве. <...> До XVIII века образование в России в основном носило религиозный характер, в начальных школах при храмах и монастырях получали духовное образование: изучали Священное писание, получали знания православного религиозного содержания. <...> Но светская жизнь и культура в XVII столетии уже заметно меняла мир русских обывателей. <...> В середине 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Спасском монастыре известным бого36 словом и просветителем поэтом Симеоном Полоцким была открыта и функционировала около трех лет школа, в которой обучались дьяки и подьячие Приказа тайных дел. <...> Но в конце XVII века благодаря личному примеру царя Петра I открывается возможность пополнять свои познания в европейских странах и развивать умения в различных областях естественных и гуманитарных наук. <...> В России к середине XVII века уже почти столетие развивается печатное дело, со 2-й половины XVII века – гравировальное дело, значительным тиражом начинают издаваться азбуки, в частности была издана знаменитая Азбука выпускника Киевской академии Кариона Истомина. <...> Некоторые <...>