Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология.  / №4 2011

ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторШпак
АвторыЛоскутова Ю.В.
Страниц12
ID480083
АннотацияРабота посвящена изучению морфофункциональных и физиологических показателей, а также поиску дополнительных критериев оценки психоэмоциональной адаптации современных подростков. Из литературы известно о сопряженности цветовых предпочтений ребенка с уровнем проявляемой тревожности, поэтому основной задачей работы явилось исследование особенностей цветового выбора в группах подростков с различной тревожностью В работе использованы материалы комплексного морфофункционального исследования 334 учеников старших классов одной из московских школ. Обследование включало антропометрическую программу, измерения физиологических и функциональных показателей. Психологическая программа состояла из четырех тестов, определяющих уровень тревожности учащихся и направленных на выявление групп риска по устойчивости к психоэмоциональному стрессу в условиях школы. Для выявления цветовых предпочтений была разработана оригинальная методика количественной оценки цветоотношения и опросник, в котором не использовались проективные цветовые карточки, принятые в существующих цветовых психодиагностических тестах. Использованные в работе психологические тесты демонстрируют различный процент выявляемой тревожности. Каждый из тестов маркирует свои специфические факторы (личностная, ситуативная тревожность, беспокойство, эмоциональность), степень проявления которых достоверно отличается в мужской и женской выборках. Девушки характеризуются повышенной личностной тревожностью, а в ситуации оценки знаний (оценочная тревожность) они проявляют большую эмоциональность и беспокойство в сравнении с юношами. Тем не менее, общий уровень психоэмоциональной адаптации школьников по всем тестам характеризуется преимущественно низкой и нормальной тревожностью у обоих полов. Цветовое тестирование показало, что подросткам было гораздо труднее определиться с выбором предпочитаемого цвета, нежели с нелюбимым цветом. В выборке проявились значительные межполовые различия в отношении некоторых хроматических (желтого, голубого, фиолетового цветов) и ахроматических (черный цвет) выборов. Результаты тестирования цветовых предпочтений и их систематизация по принципу гармоничных сочетаний говорят о том, что у девочек достоверно (P<0.01) в выборе превалируют гармоничные цветовые сочетания, но при этом девочки набирают больше и по «негативным» цветам. Вычисленные цветовые коэффициенты по набранным парам (красный + желтый по отношению к синий + зеленый) однозначно свидетельствуют о том, что у низкотревожных девочек превалирует пара синий/зеленый, у высокотревожных напротив, большее количество набранных сочетаний составляет пара красный/желтый, у девочек со средним уровнем тревожности цветовые выборы уравновешены. У юношей в распределении количественных цветовых показателей в группах с разной тревожностью не было выявлено достоверных отличий, но в целом по мужской выборке превалирует пара синий/зеленый. Полученные весоростовые характеристики, как основные показатели физического развития, свидетельствуют о гармоничном развитии 60.26% обследуемых мальчиков и лишь 43.08% девочек. В группах тревожных и нетревожных подростков отмечались достоверные отличия по следующим показателям: у девушек – рост, динамометрия, индекс силы, хронические заболевания; у мальчиков – рост, динамометрия, пульс. Для разных систем соматических признаков было найдено различное количество невысоких связей (r < 0.6) с факторами тревожности, которые имеют тенденцию к более тесной связи с мезоморфией у юношей, а у девочек – с эндо- и эктоморфией. В проведенном исследовании подростки характеризуются в целом достаточным адаптационным потенциалом физических возможностей и психоэмоциональной устойчивостью, но у девушек наблюдается несколько большая тревожность в сравнении с юношами и меньшая гармоничность физического развития. Распределение цветовых показателей в группах подростков с разной степенью тревожности выявляет достоверные отличия, особенно в женской части выборки. Анализ связей показателей (макс. r = 0.5) позволяет судить о некоторых тенденциях в характере и направленности совместного варьирования физических признаков, проявленной тревожности и цветовых показателей.
Шпак, Л.Ю. ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА / Л.Ю. Шпак, Ю.В. Лоскутова // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. .— 2011 .— №4 .— С. 82-93 .— URL: https://rucont.ru/efd/480083 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА Л.Ю. <...> Из литературы известно о сопряженности цветовых предпочтений ребенка с уровнем проявляемой тревожности, поэтому основной задачей работы явилось исследование особенностей цветового выбора в группах подростков с различной тревожностью. <...> Обследование включало антропометрическую программу, измерения физиологических и функциональных показателей. <...> Психологическая программа состояла из четырех тестов, определяющих уровень тревожности учащихся и направленных на выявление групп риска по устойчивости к психоэмоциональному стрессу в условиях школы. <...> Для выявления цветовых предпочтений была разработана оригинальная методика количественной оценки цветоотношения и опросник, в котором не использовались проективные цветовые карточки, принятые в существующих цветовых психодиагностических тестах. <...> Каждый из тестов маркирует свои специфические факторы (личностная, ситуативная тревожность, беспокойство, эмоциональность), степень проявления которых достоверно отличается в мужской и женской выборках. <...> Девушки характеризуются повышенной личностной тревожностью, а в ситуации оценки знаний (оценочная тревожность) они проявляют большую эмоциональность и беспокойство в сравнении с юношами. <...> Тем не менее, общий уровень психоэмоциональной адаптации школьников по всем тестам характеризуется преимущественно низкой и нормальной тревожностью у обоих полов. <...> Цветовое тестирование показало, что подросткам было гораздо труднее определиться с выбором предпочитаемого цвета, нежели с нелюбимым цветом. <...> Результаты тестирования цветовых предпочтений и их систематизация по принципу гармоничных сочетаний говорят о том, что у девочек достоверно (P<0.01) в выборе превалируют гармоничные цветовые сочетания, но при этом девочки набирают больше и по «негативным» цветам. <...> Вычисленные цветовые коэффициенты <...>