Современные гуманитарные исследования, № 4, 2016 Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования Баландина Л.А., кандидат филологических наук, доцент Малюгина Н.М., доцент (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес лингвистов, педагогов, психологов к изучению разговорной речи, устных жанров публицистики, бытового живого общения. <...> Это объясняется многими изменениями в общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни России конца XX – начала XXI в., нашедшими отражение в языке. <...> Остались в прошлом официальная тематика и языковые стереотипы поведения людей в публичной сфере. <...> Им на смену пришли новые виды коммуникации, новые направления развития языка, отвечающие требованиям свободы слова и описываемые в терминах «демократизация» и «либерализация» языка [8, с. <...> Увеличилась доля устной неподготовленной речи в средствах массовой информации, активизировалась диалогизация речи с присущей ей экспрессией, юмором, раскрепощенностью участников. <...> Одной из ярких и уникальных черт русской разговорной речи, открывающей богатые «просторы» для исследователя, являются «прецедентные феномены». <...> Прецедентные феномены – это названия общеизветсных событий, имена, фразы, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи [3, с. <...> Прецедентный феномен служит своего рода символом определенной ситуации. <...> Например, фраза А судьи кто?принадлежит Чацкому – главному герою комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». <...> Прецедентная фраза А судьи кто? будет адекватно воспринята («правильно понята») адресатом лишь в том случае, если он читал и помнит классическую комедию, т.е. обладает необходимыми фоновыми знаниями, нужной прецедентной базой. <...> Прецедентными именами называют индивидуальные имена, связанные с широко известными текстами (Обломов <...>