№ 1 Н.Н. Германова ДИСКУССИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВИСТОВ И ПРИМОРДИАЛИСТОВ ИПРОБЛЕМЫ МИНОРИТАРНЫХ ЯЗЫКОВ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЛЬСТЕРСКОГО ШОТЛАНДСКОГО ЯЗЫКА) В статье обсуждается теоретическая база языковой политики в та кой актуальной сфере, как ревитализация миноритарных языков. <...> Со поставляя взгляды социальных конструктивистов и примордиалистов на роль языка в этногенезе, автор показывает, что в основании курса на поддержку миноритарных языков лежат взгляды примордиалистов, рассматривающих язык как главное средство этнической самоиденти фикации. <...> Это положение подвергается критике в работах социаль ных конструктивистов. <...> В то же время социальный конструктивизм составляет базу для языкового строительства, определяя принципы нормирования мино ритарных языков. <...> Представление об искусственном, «рукотворном» характере языков создает предпосылки для такой кодификации язы ковых норм, которая позволила бы, подчеркивая или даже искусст венно создавая различия, эффективно отделять миноритарные языки от близкородственных языков. <...> Особое внимание уделяется практике создания письменных стандартов миноритарных языков на примере ольстерского шотландского языка. <...> Ключевые слова: языковая политика, миноритарные языки, соци альный конструктивизм, примордиализм, стандартизация языка, оль стерский шотландский. <...> The article discusses the theoretical foundation of European language policies underlying minority languages revitalization. <...> Comparing the views of primordialists and social constructivists on the role of language in ethno geny, the author shows that status planning policies aiming at minority lan guage support are based on ideas of primordialists, who regard language as the main means of ethnic selfidentification. <...> This claim comes under criti cism in works by social constructivists, who treat language as a kind of social construct and emphasize that an ethnos can preserve its existence even if the ethnic language is lost, accusing their opponents of essentialism. <...> The problem of standardization is discussed with special reference to UlsterScots. <...> Key words: language policy <...>