Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501384)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Гаршин В. М.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц6
ID4783
АннотацияОб авторе (Гаршин Всеволод Михайлович).
Кому рекомендованоОб авторе
Гаршин В. М.: Биобиблиографическая справка [Электронный ресурс] : Статья .— 1990 .— 6 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/4783

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГАРШИН, Всеволод Михайлович [2(14). <...> Мать Г., Екатерина Степановна (до замужества Акимова), по свидетельству биографа, "была типичной шестидесятницей"; (Современники о В. М. Гаршине.-- С. <...> В январе 1860 г. она бежала из дома с воспитателем своих старших сыновей П. В. Завадским, членом Харьковского революционного кружка, сопровождала его в ссылку в Олонецкую губернию (VI. <...> Г., отмечая, какое большое влияние на его духовное развитие оказали мать и Завадский, писал по поводу этой семейной драмы в "Автобиографии" (1884): "Некоторые сцены оставили во мне неизгладимое впечатление и, быть может, следы на характере" (Полн. собр. соч.-- Письма.-- Т. <...> К науке в эти годы Г. "чувствовал сильную любовь" (Письма.-- С. <...> Когда науки трудный путь пройдется,-- писал он в одном из стихотворных набросков,-- Я в состояньи буду наблюдать / Людей поступки, тайные их мысли / ...пойму вполне ту тайну жизни, / Которой смутно чую бытие" (Письма.-- С. <...> Ироническая позиция автора "достоверных мемуаров" проступала в настойчивом подчеркивании "добродетельности" членов земства, неустанно спорящих о дезинфекции вод, об уездном бюджете, "единогласно соглашающихся" с любыми мерами правительства, но отступающих перед вопросом о борьбе с голодом в уезде. <...> С 1874 г. Г. поддерживал дружеские отношения с кружком молодых художников, близких "передвижникам" (И. И. Крачковский, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др.), и, по свидетельству друга Г., художника М. Е. Малышева, непременно участвовал в импровизированных литературно-музыкальных вечерах, в спорах ратовал "за искусство как служение высшим идеалам добра и правды" (Современники о В. М. Таршине. <...> В его четырех статьях, посвященных выставкам 1877 г. в Академии художеств, тонкие критические замечания о жанровом однообразии и слабой технике "модных пейзажистов" сочетались с яркими эстетическими обобщениями, суждения о принципах реалистической <...>
Гаршин_В._М._Биобиблиографическая_справка.pdf
ГАРШИН, Всеволод Михайлович [2(14).II.1855, имение Приятная Долина Бахмутского у. Екатеринославской губ.-- 24.III(5.IV).1888, Петербург] -- прозаик. Автор двух небольших книжек рассказов, в которых, по словам Г. И. Успенского, было "положительно исчерпано все содержание нашей жизни" (Успенский Г. И. Полн. собр. соч.-- Т. II.-- С. 476). Для многих поколений русской интеллигенции его трагическая судьба стала высоким нравственным примером. Г. родился в семье офицера кирасирского полка. В 1858 г. отец Г., Михаил Егорович, получив в наследство небольшое поместье, вышел в отставку и поселился в г. Старобельске, где активно участвовал в работе дворянского комитета по подготовке крестьянской реформы, однако вскоре в его поведении стали заметны признаки душевной болезни. Мать Г., Екатерина Степановна (до замужества Акимова), по свидетельству биографа, "была типичной шестидесятницей"; (Современники о В. М. Гаршине.-- С. 33): живо интересовалась литературой и политикой, переписывалась с будущими участниками Слепцовской коммуны, свободно переводила с французского и немецкого, воспитывала детей в духе новейших педагогических теорий. В январе 1860 г. она бежала из дома с воспитателем своих старших сыновей П. В. Завадским, членом Харьковского революционного кружка, сопровождала его в ссылку в Олонецкую губернию (VI.1860--VII. 1862) и была вынуждена оставить пятилетнего Всеволода с отцом. Только в 1863 г. ей удалось вернуть сына и увезти с собой в Петербург. Г., отмечая, какое большое влияние на его духовное развитие оказали мать и Завадский, писал по поводу этой семейной драмы в "Автобиографии" (1884): "Некоторые сцены оставили во мне неизгладимое впечатление и, быть может, следы на характере" (Полн. собр. соч.-- Письма.-- Т. III.-- С. 12; далее -- Письма). С детства обостренность восприятия сочеталась в нем с необыкновенной душевной чуткостью и совестливостью: жалея отца и тяжело переживая разлуку с матерью, он страстно желал облегчить их страдания и с четырех лет мечтал о подвиге самоотвержения. К семи годам Г. перечитал "массу книг", от "Хижины дяди Тома" Г. Бичер-Стоу и "Собора Парижской богоматери" В. Гюго до "Что делать?" Н. Г. Чернышевского и журнала "Современник", с недетской серьезностью проводил научные опыты, стремясь самостоятельно осмыслить выводы энциклопедии "Мир божий" А. Е. Разина, в гимназии (1864 --1874) начал писать. В четвертом классе, подражая "Илиаде", сочинил поэму о гимназическом быте, под псевдонимом Агасфер писал фельетоны для рукописного еженедельника "Вечерняя газета" (не сохранились). В 1872 г. под впечатлением "Записок охотника" И. С. Тургенева написал этюд "Смерть". Рассказывая о молодом филологе, перед смертью думающем не о причастии, а о неразрешенном научном вопросе, он попытался выразить свое отношение к тому нравственному подвижничеству, которое будет волновать его в течение всей жизни. Выбор героя не был случаен. К науке в эти годы Г. "чувствовал сильную любовь" (Письма.-- С. 13), укрепившуюся в нем после знакомства в 1868 г. с А. Я. Гердом (1841--1888), талантливым педагогом и известным популяризатором естествознания, ставшим его духовным наставником и другом. "Когда науки трудный путь пройдется,-- писал он в одном из стихотворных набросков,-- Я в состояньи буду наблюдать / Людей поступки, тайные их мысли / ...пойму вполне ту тайну жизни, / Которой смутно чую бытие" (Письма.-- С. 68-- 69). В 1874 г. по совету Герда Г. поступил в Горный институт, где учился без особого интереса, но с удовольствием слушал лекции Д. И. Менделеева, посещал семинар профессора ботаники А. Ф. Баталина, в студенческом кружке изучал социологические трактаты Дж.--С. Милля и Г. Спенсера, читал "Исторические письма" П. Л. Лаврова и "Азбуку социальных наук" В. В. БервиФлеровского, давал частные уроки и писал стихи. Сочувствуя революционной молодежи и осуждая политические репрессии середины 70 гг., он, однако, не разделял энтузиазма народников. В 1874 г. писал: "Подлые ходят на задних лапах, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т. д. до Сибири, умные молчат и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и изнутри" (Письма.-- С. 23). Эти размышления о нравственном долге интеллигента отражены в его студенческих стихотворениях "Нет, не дана мне власть над вами...", "Мне жалко вас, родимые места...", "Пленница" и др. С художественной точки зрения они малооригинальны, что признавал и сам автор: образы заимствованы в основном из романтической литературы ("лира золотая", "язвы сердца", "злобная тоска", "чужие небеса" и т. п.), слаба поэтическая техника. При жизни Г. его поэтические произведения не публиковались. Литературным дебютом Г. стал очерк "Подлинная история Энского земского собрания" (Молва.-1876.-- No 15.-- 11 апр.). Злободневную в конце 70 гг. тему ограниченности земской деятельности он раскрыл в духе традиций демократической сатиры 60 гг. Ироническая позиция автора "достоверных мемуаров" проступала в настойчивом подчеркивании "добродетельности" членов земства, неустанно спорящих о дезинфекции вод, об уездном бюджете, "единогласно соглашающихся" с любыми мерами правительства, но отступающих перед вопросом о борьбе с голодом в уезде. В той же манере он собирался писать "очерки старобельской жизни" (Письма.-- С. 70). Но от нравоописательных и сатирических замыслов его отвлекло предложение сотрудничать в газете "Новости" в качестве художественного критика. С 1874 г. Г. поддерживал дружеские отношения с кружком молодых
Стр.1