ГАРШИН, Всеволод Михайлович [2(14).II.1855, имение Приятная Долина Бахмутского у.
Екатеринославской губ.-- 24.III(5.IV).1888, Петербург] -- прозаик. Автор двух небольших книжек
рассказов, в которых, по словам Г. И. Успенского, было "положительно исчерпано все содержание нашей
жизни" (Успенский Г. И. Полн. собр. соч.-- Т. II.-- С. 476). Для многих поколений русской
интеллигенции его трагическая судьба стала высоким нравственным примером. Г. родился в семье
офицера кирасирского полка. В 1858 г. отец Г., Михаил Егорович, получив в наследство небольшое
поместье, вышел в отставку и поселился в г. Старобельске, где активно участвовал в работе дворянского
комитета по подготовке крестьянской реформы, однако вскоре в его поведении стали заметны признаки
душевной болезни. Мать Г., Екатерина Степановна (до замужества Акимова), по свидетельству
биографа, "была типичной шестидесятницей"; (Современники о В. М. Гаршине.-- С. 33): живо
интересовалась литературой и политикой, переписывалась с будущими участниками Слепцовской
коммуны, свободно переводила с французского и немецкого, воспитывала детей в духе новейших
педагогических теорий. В январе 1860 г. она бежала из дома с воспитателем своих старших сыновей П.
В. Завадским, членом Харьковского революционного кружка, сопровождала его в ссылку в Олонецкую
губернию (VI.1860--VII. 1862) и была вынуждена оставить пятилетнего Всеволода с отцом. Только в
1863 г. ей удалось вернуть сына и увезти с собой в Петербург. Г., отмечая, какое большое влияние на его
духовное развитие оказали мать и Завадский, писал по поводу этой семейной драмы в
"Автобиографии" (1884): "Некоторые сцены оставили во мне неизгладимое впечатление и, быть может,
следы на характере" (Полн. собр. соч.-- Письма.-- Т. III.-- С. 12; далее -- Письма). С детства
обостренность восприятия сочеталась в нем с необыкновенной душевной чуткостью и совестливостью:
жалея отца и тяжело переживая разлуку с матерью, он страстно желал облегчить их страдания и с
четырех лет мечтал о подвиге самоотвержения.
К семи годам Г. перечитал "массу книг", от "Хижины дяди Тома" Г. Бичер-Стоу и "Собора
Парижской богоматери" В. Гюго до "Что делать?" Н. Г. Чернышевского и журнала "Современник", с
недетской серьезностью проводил научные опыты, стремясь самостоятельно осмыслить выводы
энциклопедии "Мир божий" А. Е. Разина, в гимназии (1864 --1874) начал писать. В четвертом классе,
подражая "Илиаде", сочинил поэму о гимназическом быте, под псевдонимом Агасфер писал фельетоны
для рукописного еженедельника "Вечерняя газета" (не сохранились). В 1872 г. под впечатлением
"Записок охотника" И. С. Тургенева написал этюд "Смерть". Рассказывая о молодом филологе, перед
смертью думающем не о причастии, а о неразрешенном научном вопросе, он попытался выразить свое
отношение к тому нравственному подвижничеству, которое будет волновать его в течение всей жизни.
Выбор героя не был случаен. К науке в эти годы Г. "чувствовал сильную любовь" (Письма.-- С. 13),
укрепившуюся в нем после знакомства в 1868 г. с А. Я. Гердом (1841--1888), талантливым педагогом и
известным популяризатором естествознания, ставшим его духовным наставником и другом. "Когда
науки трудный путь пройдется,-- писал он в одном из стихотворных набросков,-- Я в состояньи буду
наблюдать / Людей поступки, тайные их мысли / ...пойму вполне ту тайну жизни, / Которой смутно чую
бытие" (Письма.-- С. 68-- 69). В 1874 г. по совету Герда Г. поступил в Горный институт, где учился без
особого интереса, но с удовольствием слушал лекции Д. И. Менделеева, посещал семинар профессора
ботаники А. Ф. Баталина, в студенческом кружке изучал социологические трактаты Дж.--С. Милля и Г.
Спенсера, читал "Исторические письма" П. Л. Лаврова и "Азбуку социальных наук" В. В. БервиФлеровского,
давал частные уроки и писал стихи. Сочувствуя революционной молодежи и осуждая
политические репрессии середины 70 гг., он, однако, не разделял энтузиазма народников. В 1874 г.
писал: "Подлые ходят на задних лапах, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т. д. до Сибири, умные молчат
и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и изнутри" (Письма.-- С. 23). Эти размышления о
нравственном долге интеллигента отражены в его студенческих стихотворениях "Нет, не дана мне власть
над вами...", "Мне жалко вас, родимые места...", "Пленница" и др. С художественной точки зрения они
малооригинальны, что признавал и сам автор: образы заимствованы в основном из романтической
литературы ("лира золотая", "язвы сердца", "злобная тоска", "чужие небеса" и т. п.), слаба поэтическая
техника. При жизни Г. его поэтические произведения не публиковались.
Литературным дебютом Г. стал очерк "Подлинная история Энского земского собрания" (Молва.-1876.--
No 15.-- 11 апр.). Злободневную в конце 70 гг. тему ограниченности земской деятельности он
раскрыл в духе традиций демократической сатиры 60 гг. Ироническая позиция автора "достоверных
мемуаров" проступала в настойчивом подчеркивании "добродетельности" членов земства, неустанно
спорящих о дезинфекции вод, об уездном бюджете, "единогласно соглашающихся" с любыми мерами
правительства, но отступающих перед вопросом о борьбе с голодом в уезде. В той же манере он
собирался писать "очерки старобельской жизни" (Письма.-- С. 70). Но от нравоописательных и
сатирических замыслов его отвлекло предложение сотрудничать в газете "Новости" в качестве
художественного критика. С 1874 г. Г. поддерживал дружеские отношения с кружком молодых
Стр.1