УДК 316.61 ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ Мударисов Айнур Аликович — аспирант 3-го курса, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ; просп. <...> Большинство исследователей относят самоопределение личности к юношескому возрасту и ограничивают его этапом выбора профессии. <...> В то же время изучение ряда работ позволяет сделать вывод о том, что профессиональное и личностное самоопределения тесно связаны с «профессиональным становлением» личности, которое можно рассматривать как личностно-профессиональное развитие и которое длится на протяжении всей профессиональной жизни человека. <...> По мнению ряда исследователей, самоопределение личности может обоснованно рассматриваться как понятие, во многом релевантное самотрансценденции, трактуемой как выход за пределы своего «Я». <...> Современные психологические словари трактуют термин «самоопределение личности» как осознанное и осмысленное проявление и предъявление социуму своих представлений и суждений, утверждение и декларация своей позиции по отношению к проблемам, затруднительным и противоречивым обстоятельствам и ситуациям, в которые человек либо вовлечён, либо создал их сам [6, с. <...> В экспликации профессионального самоопределения ключевыми становятся положения о начальном 93 этапе личностно-профессионального развития, которое связано с выбором своего профессионального пути, совершаемым на этапе ранней юности [6]. <...> Здесь же указывается, что профессиональное самоопределение создаёт предпосылки для дальнейшего определения человеком своей жизни и для успешной самореализации. <...> Подавляющее большинство этих работ имеет целью изучение различных аспектов профессионального самоопределения молодёжи, подростков [4; 8; 9]. <...> Факт привлечения понятия о личностном <...>