ТРИ СПОСОБА РАЗЛИТЬ ЧЕРНИЛА1 уже высказал в другом месте2. <...> Коротко говоря, это идея, присутствовавшая в простейшем виде у Аристотеля3, которому не надо было еще выпутываться из тенет научных познаний, обременяющих нас сегодня, а именно: это идея, заключающаяся в том, что вопрос о том, ответственен ли человек за то или иное, предшествует вопросу о свободе. <...> Что бы ни имел в виду Аристотель, реально его идея работает следующим образом: дабы выяснить, действовал человек свободно или нет, мы должны прежде выяснить, насколько правомерно то или иное оправдание его действий, будь то внешнее принуждение, ошибка, случайность и пр. <...> При подобном подходе можно надеяться, что мы извлечем опредеСвои соображения об ответственности вообще я по большей части ленную пользу из тщательного изучения того, что для простоты изложения можно назвать оправданиями (excuses), т.е. различных способов выражения и различных слов, с помощью которых мы можем попытаться, при необходимости, увернуться от ответственности, показав, что мы дей1 Austin J.L. <...> Разделы I, II, III данной статьи взяты практически без изменений из рукописного варианта лекции Остина, прочитанной на конференции Американского общества политической и правовой философии в Чикаго в 1958 г. Вводная часть была составлена из заметок Остина к семинарам в Оксфорде под общей рубрикой «Оправдания». <...> Остин Дж. ствовали «несвободно» или не несем «ответственности» за свои действия. <...> Но если мы собираемся рассматривать эту тему и связанные с ней выражения, то нам следует также обратиться и к тому, что можно было бы назвать словами, обозначающими отягчающие обстоятельства, – словами, которые не только не освобождают нас от ответственности, но могут, на самом деле, усугубить наше положение или, во всяком случае, могут зачастую привнести в ситуацию те самые моменты, которые как раз исключали бы оправдательные мотивы, даже если бы они у нас были. <...> Когда рассматривается вопрос об ответственности <...>