АРНАСОНА: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНА В последнее десятилетие в сравнительно-исторической социологии наблюдается неуклонный рост влияния цивилизационного подхода. <...> Особенно оживленные дискуссии вызвала сформулированная с позиций данного подхода концепция множественности модерна (multiple modernities) Ш. <...> Хотя понятие множественности модерна используется сегодня достаточно широко, ряд исследователей предпочитают говорить о цивилизационном анализе, который характеризуется как формирующаяся парадигма (paradigm in the making) сравнительно-исторической социологии [Arnason, 2010, p. <...> Мосса, а с другой – социологией мировых религий М. <...> В числе ведущих представителей цивилизационного анализа в социальной науке конца ХХ – начала XXI в. помимо Эйзенштадта выделяют таких авторов, как Й. <...> Арнасона: Советская модель модерна формирование государств, строительство наций, национальную интеграцию, политические культуры, публичную сферу и коллективные идентичности, тем самым способствуя возникновению различных констелляций и траекторий политической модернизации» [Spohn, 2010, p. <...> Эйзенштадта в историческую социологию заключался главным образом в разработке теоретических основ сравнительного исследования традиционных цивилизаций «осевого времени», но наибольший интерес для современной политической социологии представляет осуществленный этим ученым анализ цивилизационной динамики модерна. <...> Эйзенштадт характеризует модерн как определенный культурный проект, для формирования которого решающее значение имела идеология Просвещения. <...> Реализация проекта модерна осуществлялась прежде всего в политической сфере. <...> В связи с этим Эйзенштадт уделяет значительное внимание воздействию революций Нового времени на формирование общества модерна [Эйзенштадт, 1999]. <...> Хотя модерн зарождается в рамках европейской христианской цивилизации, в дальнейшем этот культурный проект и возникающие на его основе социальные институты распространяются <...>