Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Метод  / №1 2012

ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКЕ И НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ: ГЕОМЕТРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ, ВОЛНЫ ПАМЯТИ И СЮЖЕТЫ РАЗВИТИЯ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторИльин
Страниц21
ID476716
АннотацияВ статье рассматриваются различные способы осмысления времени, основанные на ряде базовых метафор и когнитивных схем. В числе этих схем геометрические и волновые образы, а также идея сюжета как структурного алгоритма целостного эпизода действительности
Ильин, М.В. ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКЕ И НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ: ГЕОМЕТРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ, ВОЛНЫ ПАМЯТИ И СЮЖЕТЫ РАЗВИТИЯ / М.В. Ильин // Метод .— 2012 .— №1 .— С. 159-179 .— URL: https://rucont.ru/efd/476716 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКЕ И НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ: ГЕОМЕТРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ, ВОЛНЫ ПАМЯТИ И СЮЖЕТЫ РАЗВИТИЯ Начну с любимой цитаты из «Феномена человека» Пьера Тейяра де Шардена. <...> Вывод – «нам предстоит сделать последний шаг, чтобы вступить в сердцевину метаморфозы» [Тейяр де Шарден, 2002, с. <...> Только став самостоя1 «и относит к категории» [et classe], – добавляет Тейяр де Шарден. <...> Ильин М.В. тельными и просвещенными, мы оказываемся в состоянии занять ту естественно выгодную точку (point naturellement avantageux), когда наш взгляд «совпадает с объективным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту» [Тейяр де Шарден, 2002, с. <...> Только став современными, мы начинаем понимать, что «человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (axe et flиche de l’Evolution), что много прекраснее» [Тейяр де Шарден, 2002, с. <...> 160 Образы времени в обыденном языке и научном мышлении: Геометрия темпоральности, волны памяти и сюжеты развития значение «инструментальное время обществоведа, исследующего социальную динамику» в противоположность естественному, спонтанному пониманию хода времени обывателем. <...> Для современного обывателя требуется овладение многими, а для обществоведа буквально всеми (!) оптиками времени. <...> В предварительном порядке замечу, что эвристичность соответствующих оптик определяется, во-первых, исходной метафорикой, точнее, ее использованием при построении когнитивных схем, а во-вторых, аналитическими инструментами, которые разрабатываются на базе последних. <...> Попробуем для начала, а данная статья лишь подступ к задаче «видеть» (voir) – так назвал Тейяр де Шарден введение в свою книгу, – обозреть уже доступные нам оптики времени и точки зрения на развитие. <...> Это различные образы и метафоры – колеса, пути, потока и т.п., – которые порождают когнитивные схемы нашего мышления. <...> Это и различные аналитические модели – цикла, волны, спирали и т.п. <...> Это принципы меняющейся геометрии пространства-времени <...>