АРНАСОНА: ВЗГЛЯД НА РОССИЙСКУЮ ИСТОРИЮ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Цивилизационный подход получил весьма широкое распространение в отечественной литературе в 1990-е годы. <...> Тойнби, П.А. Сорокина, представителей евразийства, а затем наступило массовое увлечение концепцией столкновения цивилизаций С. <...> Следует отметить, что волна политической публицистики вокруг тезиса Хантингтона если и не полностью дискредитировала цивилизационный подход, то породила серьезные сомнения в его адекватности. <...> Вместе с тем работы представителей цивилизационного анализа в современной исторической социологии в основном игнорировались отечественными авторами. <...> Эйзенштадта и главным образом к положениям, выдвинутым в его трудах 70–80-х годов [Ерасов, 1999]. <...> Цивилизационный анализ как теоретическое направление современной социологии начал систематически рассматриваться российскими учеными лишь в самое недавнее время [Браславский, 2011]. <...> Кроме того, публиковались переводы отдельных работ представителей цивилизационного анализа [Эйзенштадт, 1999; Виттрок, 2002; Арнасон, 2011 а; Арнасон, 2011 б]. <...> Примером слабого знакомства определенной части российских обществоведов с новейшими тенденциями развития мировой социальной мысли может служить следующее утверждение: «В мировой науке (в отличие от российской) цивилизационные концепции пользовались популярностью в основном в конце XIX – первой половине XX столетия <…> а попытка их реанимации на этапе глобализации и становления нового мироустройства после “холодной войны” в целом не удалась и осталась маргинальной. <...> Сложно назвать в последние двадцать лет хотя бы одну претендующую на научную новизну и цельность цивилизационную теорию, за исключением точки зрения Хантингтона, отмеченной, впрочем, крайней идеологизированностью и политизированностью» [В порядке полемики, 280 Историческая социология Й. <...> Арнасона: Взгляд на российскую историю в контексте межцивилизационного <...>