Эпистемологические вызовы эпохи Больших данных С.А. Сивцов ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ЭПОХИ Нет ничего плохого в желании таргетировать рекламу или рекомендовать продукты, однако это нельзя назвать познанием [цит. по: Lohr, 2014]. <...> Прогресс в технологиях, средствах сбора и анализа информации может приводить к пересмотру отдельных научных теорий и нашего понимания тех или иных процессов и явлений – это кажется вполне очевидным и не требует строгого доказательства. <...> Гораздо важнее принимать во внимание то, что тот же технологический прогресс порой ставит перед нами вопросы эпистемологического характера и заставляет переосмысливать не частные вопросы, а сам научный метод познания. <...> Однако один из таких сдвигов, возможно, происходит прямо у нас на глазах, и его виновником является технологический феномен, который называют Большими данными. <...> По сложившейся в литературе традиции авторство термина Большие данные зачастую приписывают редактору журнала «Nature» Клиффорду Линчу, поскольку именно в «Nature» в 2008 г. был опубликован выпуск с упомянутым термином в заголовке [Big data, 2008]. <...> Есть, однако, немало других версий и претендентов [Lohr, 2014], поэтому указать точного автора, к сожалению, не представляется возможным. <...> Так или иначе, именно в 2008 г. термин Большие данные начинает входить в повседневный обиход как в академической, так и в бизнес-среде. <...> Сивцов Первоначально этот термин использовался фактически в буквальном смысле – для обозначения таких объемов данных, с которыми раннее не приходилось сталкиваться ученым и которые, в силу этого, бросают вызов как существующим аналитическим техникам, так и технологическому обеспечению. <...> В частности, одно из наиболее простых (и наиболее распространенных за пределами академической среды) определений Больших данных гласит, что это такие массивы данных, которые невозможно хранить на одном персональном компьютере или анализировать с помощью традиционных техник [Strom, 2013 <...>