Именно политическая необходимость, эта чистая математика политики с позиции силы, и выступает у Фукидида как истинная причина войны1. <...> В недавно опубликованной работе Мартин Уайт заметил, что «одна из лучших книг о политике с позиции силы – это написанная Фукидидом история войны между Афинами и Спартой, известной под названием Пелопоннесской войны»3. <...> 53] имеет в виду знаменитое рассуждение Фукидида о непреложных законах межгосударственных отношений: «Истинным поводом к войне (хотя и самым скрытым), по моему убеждению, был страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин, что и вынудило их воевать» [I. <...> Она повергла лакедемонян в страх и сделала войну неизбежной». <...> Далее я буду пользоваться переводом Кроули [Thucydides, 1951]. <...> Берк противопоставляет понятию pathema (пассивное состояние или претерпевание, страдание) понятие poiema (деятельность, действие, поэма) и по-новому прочитывает классическую пословицу «Poiemata, pathemata, mathemata» – «Совершенное, пережитое, познанное». <...> Берк считает, что оппозицию «pathema / poicma» организует именно действие (что сразу выдвигает на первый план человека, какие бы факторы ни препятствовали действию и ни модифицировали его). <...> Мне кажется, что это рассуждение Берка демонстрирует более глубокое видение возможностей научной политической истории, чем высказывание Егера. <...> Маршалл тогда высказал сомнение в том, «сможет ли человек доста220 Диалектическая логика «Мелосского диалога» Фукидида мне то, о чем он говорил нам, студентам, в период «холодной войны». <...> 22,4)1, должно находить поддержку у приверженцев школы политического реализма с их поиском вневременных истин или даже математических законов, касающихся присущего человеку стремления к власти. <...> Работа Фукидида отмечена характерным для политического реализма интересом к мотивационной основе человеческих действий и к политике с позиции силы. <...> Однако, пожалуй, более всего она известна демонстрацией полнейшего цинизма, с которым афиняне заявляют <...>