Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Метод  / №1 2015

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА «МЕЛОССКОГО ДИАЛОГА» ФУКИДИДА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторОлкер
Страниц30
ID476663
АннотацияРеалистическая традиция в теории международных отношений недооценила возможности формализации научных изысканий Фукидида, а приверженцы неореализма, как правило, не в состоянии увидеть нормативных и драматургических особенностей Фукидидовой политической науки. В то время как и то и другое суть выражения его диалектической эпистемологии и онтологии. Аргументация, представленная в «Мелосском диалоге» Фукидида, укладывается, во-первых, в предложенную Николасом Решером частично формализованную модель диалектики как ориентированного на противоречия подхода к накоплению знаний и, во-вторых, соответствует драматургическому подходу Кеннета Берка к пониманию текстов. Представленная в диалоге аргументация дает новое знание о внутренних детерминантах афинского империализма; в то же время она ясно раскрывает практическое обоснование несправедливости действий афинян. И после того, как представленные Фукидидом сущностные черты политики силы должным образом раскрыты, ее ложная «вечная, математическая необходимость» может быть подвергнута необходимой критике. Можно предложить, что для «неоклассической полиметрики» более свойственна фундаментальная укорененность в «политической аргументации» по поводу ситуаций практического выбора в конкретных условиях, нежели внеисторические законы, индуктивная статистика или дедуктивная математика
Олкер, X.Р. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА «МЕЛОССКОГО ДИАЛОГА» ФУКИДИДА / X.Р. Олкер // Метод .— 2015 .— №1 .— С. 220-249 .— URL: https://rucont.ru/efd/476663 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Именно политическая необходимость, эта чистая математика политики с позиции силы, и выступает у Фукидида как истинная причина войны1. <...> В недавно опубликованной работе Мартин Уайт заметил, что «одна из лучших книг о политике с позиции силы – это написанная Фукидидом история войны между Афинами и Спартой, известной под названием Пелопоннесской войны»3. <...> 53] имеет в виду знаменитое рассуждение Фукидида о непреложных законах межгосударственных отношений: «Истинным поводом к войне (хотя и самым скрытым), по моему убеждению, был страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин, что и вынудило их воевать» [I. <...> Она повергла лакедемонян в страх и сделала войну неизбежной». <...> Далее я буду пользоваться переводом Кроули [Thucydides, 1951]. <...> Берк противопоставляет понятию pathema (пассивное состояние или претерпевание, страдание) понятие poiema (деятельность, действие, поэма) и по-новому прочитывает классическую пословицу «Poiemata, pathemata, mathemata» – «Совершенное, пережитое, познанное». <...> Берк считает, что оппозицию «pathema / poicma» организует именно действие (что сразу выдвигает на первый план человека, какие бы факторы ни препятствовали действию и ни модифицировали его). <...> Мне кажется, что это рассуждение Берка демонстрирует более глубокое видение возможностей научной политической истории, чем высказывание Егера. <...> Маршалл тогда высказал сомнение в том, «сможет ли человек доста220 Диалектическая логика «Мелосского диалога» Фукидида мне то, о чем он говорил нам, студентам, в период «холодной войны». <...> 22,4)1, должно находить поддержку у приверженцев школы политического реализма с их поиском вневременных истин или даже математических законов, касающихся присущего человеку стремления к власти. <...> Работа Фукидида отмечена характерным для политического реализма интересом к мотивационной основе человеческих действий и к политике с позиции силы. <...> Однако, пожалуй, более всего она известна демонстрацией полнейшего цинизма, с которым афиняне заявляют <...>