Мелешкина ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ КАК ИДЕИ С удовольствием перечитала текст Ю.С. Пивоварова «Русская история как “русская идея”». <...> Он, как всегда у автора, глубокий и многогранный, вызывающий разные интеллектуальные ассоциации и открывающий возможные пути развития сюжета. <...> Хотелось вставить в него какието дополнительные слова и одновременно погадать над следующим вопросом. <...> Чем является название: следствием методологический позиции автора или ребусом для читателя? <...> Лет пятнадцать тому назад меня очень занимал вопрос: почему в родном отечестве политики, общественные деятели и аналитики так озабочены поиском национальной идеи? <...> Почему они связывают с ней большие надежды в политической сфере тогда, когда на повестке дня, казалось бы, лежали совсем другие вопросы? <...> Актуальность строительства современного государства, а вместе с ним решения современной (модерной) задачи – формирования нации, «воображённого политического сообщества»1 – стала очевидной. <...> Как очевидными стали и попытки вообразить 1 Андерсон Б. <...> 340 Интерпретация истории как идеи это сообщество как «что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»1 (хотя в концепции «суверенной демократии» упор явно делается на втором атрибуте, понимаемом своеобразно, очевидно в ущерб первому, – здесь как раз проявляется «воплощенное всеединство»). <...> Примечательно, что начиная с 2000-х годов российские властные элиты начинают уделять внимание истории, видимо, по своему советскому опыту судят о влиянии этого инструмента конструирования границ и содержания «воображенного политического сообщества»: сначала школьным учебникам и содержанию программ, а потом и содержанию научных дискуссий по поводу событий прошлого. <...> В отличие от властей предержащих Ю.С. Пивоварова давно интересует смысл прошлого России, его влияние на нынешнюю судьбу отечества. <...> В своих работах он пытается вскрыть внешнее, порой иное на первый взгляд сочетание мазков поздних <...>