Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Метод  / №1 2010

«РУССКАЯ ИДЕЯ» КАК «НАШЕ ВСЕ»: КАК ФОРМИРУЮТСЯ «КОНСТАНТЫ» ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ? (260,00 руб.)

0   0
Первый авторМалинова
Страниц3
ID476616
АннотацияВ этой небольшой «заметке на полях» статьи «Русская история как “русская идея”» я хочу сосредоточиться на вопросе, которым, как мне показалось, задавались и Ю.С. Пивоваров и М.В. Ильин, написавший для того же сборника о национальной идее текст, анализирующий когнитивные матрицы, воспроизводящиеся и в идейной жизни, и в политической истории России. Где «базис», а где «надстройка»?
Малинова, О.Ю. «РУССКАЯ ИДЕЯ» КАК «НАШЕ ВСЕ»: КАК ФОРМИРУЮТСЯ «КОНСТАНТЫ» ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ? / О.Ю. Малинова // Метод .— 2010 .— №1 .— С. 337-339 .— URL: https://rucont.ru/efd/476616 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.Ю. Малинова «РУССКАЯ ИДЕЯ» КАК «НАШЕ ВСЕ»: КАК ФОРМИРУЮТСЯ «КОНСТАНТЫ» ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ? <...> В этой небольшой «заметке на полях» статьи «Русская история как “русская идея”» я хочу сосредоточиться на вопросе, которым, как мне показалось, задавались и Ю.С. Пивоваров и М.В. Ильин, написавший для того же сборника о национальной идее текст, анализирующий когнитивные матрицы, воспроизводящиеся и в идейной жизни, и в политической истории России. <...> Что есть «русская идея» – порождающая модель, которая разворачивается в череде исторических форм, задавая векторы развития российского общества («мы не только ее имеем, но и живем по ней»), и угадывается то смутно, то отчетливо в прозрениях русских философов? <...> Или же многослойная традиция интерпретации, которая заставляет нас видеть в русской истории именно то, что принято считать ее особенностями, и тем самым задает некую рамку для понимания настоящего и будущего? <...> Основной пафос блестящей статьи Ю.С. Пивоварова – в доказательстве тезиса о том, что «русскую идею» не надо изобретать: она «уже есть», она приоткрывается в трудах отечественных «любомудров» и просматривается в структурах идеологических конструкций, на разных этапах определявших понимание национальных задач. <...> По определению автора, «русская история есть осуществленная “русская идея”», ибо мы удивительно последовательны в своей приверженности воплощаемому ею алгоритму социального действия. <...> Хотя остается неясным: то ли история наша течет по собственным законам, вдохновляя вдумчивых наблюдателей на теоретические прозрения, то ли «идея», закрепленная в когнитивных моделях, которыми руководствовались многие поколения наших предков, настойчиво воплощается именно в такую реальность? <...> Поэтому, опираясь на статью Пивоварова, я попытаюсь порассуждать, каким образом «русская идея», если понимать под нею «основное» – причем несомненно оригинальное и интересное – «направление отечественного <...>