Русская история как «русская идея», или Десять лет спустя Ю.С. Пивоваров РУССКАЯ ИСТОРИЯ КАК «РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ (Методологическая реплика) Wir ordnens. <...> Rilke Квантовая физика родилась из понятий неокантианства. <...> Шмитт Эта статья интересна с методологической точки зрения. <...> Но не выводами автора, не его позицией, не его идеями. <...> А методологической ситуацией, в которой он находится и из которой, как нам сегодня кажется, он пытается выбраться. <...> При этом, что важно, сама «методологическая ситуация» представляется характерной для многих современных русских исследователей, сформировавшихся в 70–80-е годы. <...> Их теоретический бэкграунд покоится на трех китах: западная наука, русская дореволюционно-эмигрантская мысль и марксизм в двух его изводах – советском и европейско-ревизионистском. <...> Понятно, что каждый конкретный ученый представляет собой совершенно оригинальный коктейль. <...> – Что касается этого автора, то он неоднократно заявлял: для его исследовательских целей три этих кита (по отдельности, вместе, комбинация двух из трех) не подходят. <...> Вообще для него свойственно декларировать необходимость какихто иных, отличающихся от общепринятых, языков, способов объяснения социальной реальности. <...> Серио: «Объект науки, объект познания эмпирически не существует до исследования, до теоретического освоения – в отличие от минерала, который существует в недрах земли до того, как его извлекут на поверхность и очистят от комьев глины». <...> – Таким образом, 333 Ю.С. Пивоваров автор даже допускает, что сама социальная реальность есть плод работы исследователя. <...> В известном, разумеется, смысле (в записной книжке автора я недавно натолкнулся на такую вот запись (кому она принадлежит, не знаю; ему самому? или просто он забыл об атрибутации?) <...> На самом же деле мы постигаем его лишь на основе некоторой точки зрения, которую прежде всего надо определить»1. <...> Он заявляет: «Теперь-то мне ясно, что в молодости я ничего не понял в “Русской <...>