Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Метод  / №1 2010

ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПивоваров
Страниц8
ID476614
АннотацияРусская история знает три официальные идеологии, которые вполне можно рассматривать в качестве трех различных исторических воплощений «Русской идеи» или хотя бы попыток ее сформулировать1. Это – «Москва – Третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность» и марксизм-ленинизм. Все они хорошо изучены, и сказать о них нечто новое почти невозможно. Не будем пытаться и мы… Зададимся лишь вопросом. А есть ли в них что-то общее? С определенной точки зрения общее есть у «третьеримской» и коммунистической идеологий. Об их структурном подобии писалось немало (в том числе и автором этого текста).
Пивоваров, Ю.С. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ / Ю.С. Пивоваров // Метод .— 2010 .— №1 .— С. 325-332 .— URL: https://rucont.ru/efd/476614 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.С. Пивоваров ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ Русская история знает три официальные идеологии, которые вполне можно рассматривать в качестве трех различных исторических воплощений «Русской идеи» или хотя бы попыток ее сформулировать1. <...> С определенной точки зрения общее есть у «третьеримской» и коммунистической идеологий. <...> И здесь нам не миновать замечательной работы покойного В.С. Библера «Национальная русская идея? <...> 325 Ю.С. Пивоваров Рассматривая уваровскую триаду, В.С. Библер делает несколько принципиальных замечаний. <...> Послушаем самого В.С. Библера: «Движение к этой действительно центральной идее державности оказалось неким несущим каркасом, на который можно накручивать все остальные идеи. <...> В самом деле, взятая отдельно религиозность есть великая, значительная идея, но в тройчатке “державность – религиозность – народность” (так философ порой переиначивает уваровскую триаду; с целью осовременивания. <...> П.) религиозность имеет единственный смысл освящения державности, объединения всех людей этой нации… вокруг… государственной идеологии… <...> И вторая “пристяжная”, также имеющая свой смысл, есть понятие народности… <...> Если религиозность придает предельную духовность высокой идее государственности, державности, то народность позволяет рассматривать всех людей, все страты, все классы, все прослойки, все малые группы, живущие в этом обществе, как единый, один, многоголовый, а по сути – одноголовый субъект – народ. <...> …Грани религиозность – народность – это грани державности, государственности как основы общественной жизни, как ее высшего синонима. <...> В сочетании всех “углов” этого “треугольника” понятие общества сводится полностью к понятию государства, подпираемого идеями народности и религиозности»1. <...> Но и Православие понимается (здесь) как некое преодоление, снятие индивидуальности, частности. <...> Таким образом, мы получаем Власть (Самодержавие) как основополагающее и Народность с Православием <...>