Кудряшова КОНКУРЕНЦИЯ ВООБРАЖАЕМЫХ СООБЩЕСТВ Что представляют собой современные мусульманские государства1 с точки зрения организации власти и политической идентичности? <...> Как известно, интернационализированная формула суверенного национального государства2 пришла на мусульманский Восток извне в результате колониального давления (в ХХ в. великие державы повсеместно использовали ее для организации политического пространства), культурной диффузии и имитации. <...> 30 ПАН-НАЦИИ И НАЦИИ-ГОСУДАРСТВА В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ: Пан-нации и нации-государства в мусульманском мире: Конкуренция воображаемых сообществ ционального строительства. <...> В зависимости от конкретного случая проблемы развития могут проявляться в форме авторитаризма правления, «несимметричности» организации властных институтов, исламского радикализма, этноконфессиональных конфликтов, высокой устойчивости частных локусов власти – традиционных структур и неформальных политических механизмов, неконкурентности экономики, неразвитости социальной сферы и т.д. <...> Конечно, наблюдаемые «политические сущности» мусульманских государств различны: среди них есть исламские и официально светские государства, монархии и республики, диктатуры и демократии. <...> Поскольку конкретная внутренняя проработка этой проблемы будет различаться от политии к политии, мы проследим генезис и логику этой конкуренции на примере проектов модернизации и конструирования идентичностей в Османской империи, а затем Турции (первой открыто поставившей задачу создания суверенной нации) и, в более общем виде, Ирана, Малайзии, Индонезии и арабских стран. <...> Модернизация в Османской империи и истоки формирования национального и исламского проектов До начала XIX в., т.е. до прямого соприкосновения с модернити, мусульманские ученые и правители концептуализировали политическое в терминах уммы (единого транстерриториального сообщества мусульман), халифата или султаната <...>