Баскин СОЦИОБИОЛОГИЯ: КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ1 Победа новой старой парадигмы Основатель социобиологии как науки Э. <...> С середины 2000-х годов ряд видных исследователей, включая самого основателя социобиологии Э. <...> Уилсона, отказались считать теорию кин-селекции единственной основой эволюции социального пове1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00381 а). <...> 2 Кин-селекция – «отбор генов, благодаря индивидам, помогающим выживанию и репродукции непрямых потомков, владеющих теми же генами за счет общего происхождения» и «итоговой приспособленности» (сумма прямых и непрямых приспособленностей; прямая приспособленность – это мера, оценивающая потенциал индивида передать гены будущему поколению посредством персонального размножения; непрямая приспособленность – мера, оценивающая потенциал индивида передать копии гена, которыми он владеет, следующим поколениям посредством влияния на репродукцию непрямых потомков) [Drickamer, Vessey, Jakob, 2002, p. <...> Cуществование биологических корней социального поведения человека социологами под сомнение не ставится. <...> Различными методами установлено, что около 50% поведения (млекопитающих) определяется генетически, т.е. оно является врожденным и определяется предшествующей эволюцией [Drickamer, Vessey, Jakob, 2002, p. <...> Еще бо́льшую долю (до 3/4) эволюционных корней имеет социальное поведение человека [Wilson, 2012]. <...> Эволюция социального поведения и социальной структуры сообществ находит гомологии в поведении человека [Баскин, 2012]. <...> Альтруизм имеет смысл только по отношению к родственникам. <...> Утверждается, что непотизм – социальное поведение, оправданное эволюцией, а самопожертвование во имя человечества и науки может быть оправдано <...>