Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Социологический ежегодник  / №1 2014

СОЦИОБИОЛОГИЯ: КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБаскин
Страниц13
ID476587
АннотацияКонфликт парадигм в социобиологии важен для развития социологической мысли, коль скоро большинство социологов признают существование биологических корней у социального поведения человека. После 40 лет господства теории кин-селекции и итоговой приспособленности, исследования социального поведения у разных типов живых организмов (от бактерий и социальных насекомых до млекопитающих) подтверждают теорию многоуровневого отбора, возвращая нас к новому пониманию теории группового отбора Ч. Дарвина.
Баскин, Л.М. СОЦИОБИОЛОГИЯ: КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ / Л.М. Баскин // Социологический ежегодник .— 2014 .— №1 .— С. 218-230 .— URL: https://rucont.ru/efd/476587 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Баскин СОЦИОБИОЛОГИЯ: КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ1 Победа новой старой парадигмы Основатель социобиологии как науки Э. <...> С середины 2000-х годов ряд видных исследователей, включая самого основателя социобиологии Э. <...> Уилсона, отказались считать теорию кин-селекции единственной основой эволюции социального пове1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00381 а). <...> 2 Кин-селекция – «отбор генов, благодаря индивидам, помогающим выживанию и репродукции непрямых потомков, владеющих теми же генами за счет общего происхождения» и «итоговой приспособленности» (сумма прямых и непрямых приспособленностей; прямая приспособленность – это мера, оценивающая потенциал индивида передать гены будущему поколению посредством персонального размножения; непрямая приспособленность – мера, оценивающая потенциал индивида передать копии гена, которыми он владеет, следующим поколениям посредством влияния на репродукцию непрямых потомков) [Drickamer, Vessey, Jakob, 2002, p. <...> Cуществование биологических корней социального поведения человека социологами под сомнение не ставится. <...> Различными методами установлено, что около 50% поведения (млекопитающих) определяется генетически, т.е. оно является врожденным и определяется предшествующей эволюцией [Drickamer, Vessey, Jakob, 2002, p. <...> Еще бо́льшую долю (до 3/4) эволюционных корней имеет социальное поведение человека [Wilson, 2012]. <...> Эволюция социального поведения и социальной структуры сообществ находит гомологии в поведении человека [Баскин, 2012]. <...> Альтруизм имеет смысл только по отношению к родственникам. <...> Утверждается, что непотизм – социальное поведение, оправданное эволюцией, а самопожертвование во имя человечества и науки может быть оправдано <...>