Невозможность размещения социокультурных феноменов в геометрическом пространстве Какую бы разновидность существующей теории геометрического пространства мы ни взяли, будь то теория Евклида, Лобачевского, Римана, Минковского – Эйнштейна или понятие «n-мерного» пространства Г. Кантора, она не может быть использована для определения местонахождения социокультурных феноменов и их пространственных связей друг с другом. <...> 261 П.А. Сорокин То же касается социального и культурного положения индивида или группы; геометрическое пространство не определяет и не может определить его. <...> Эти и прочие социокультурные феномены просто не ловятся в сети какой бы то ни было концепции геометрического пространства. <...> Эти же утверждения можно высказать в отношении социального или культурного изменения, замещения и изменения позиции сверхорганических объектов, лиц и групп в социокультурном универсуме. <...> Ни одно из таких изменений не может быть адекватно определено через систему векторов геометрического пространства. <...> Нацистская свастика остается в одном и том же месте в геометрическом пространстве, но ее положение в социокультурном универсуме совершенно изменилось с победой союзников. <...> Аналогичным образом, когда мы говорим о социальных движениях, социальном застое, социальном подъеме и упадке, социальном возвышении и падении, свержении политического режима, социальном воссоединении и социальном расколе, тесной дружбе и социальной отдаленности, социальной дистанции и т.п., мы, пользуясь этими терминами, не имеем в виду что-то связанное с геометрическим пространством. <...> Их материальные проводники, будь то машина, церковное здание, студенческое общежитие, несомненно, размещены в геометрическом пространстве; находя местоположение этих проводников в геометрическом пространстве, мы не находим, однако, их места в социокультурном универсуме. <...> Здание, в котором некогда ютилась церковь, может оставаться неизменным <...>