Натали Хайних, сотрудник Национального центра научных исследований и Школы высших исследований в области социальных наук (Париж, Франция), посвящает свою статью анализу идеологических оснований авангарда. <...> Со второй половины XIX в. усилия представителей творческих профессий по завоеванию особого статуса противостоящего буржуазному обществу творца-маргинала приняли коллективный характер. <...> Это направление, предполагавшее сочетание эстетического (художественного), политического и социального новаторства, получило название «авангард». <...> Это произведение содержит в себе все три аспекта авангарда: политический (здесь воплощена позиция автора как коммуниста), социальный (картина изображает людские страдания) и, наконец, эстетический (художник нашел новое пластическое решение). <...> С точки зрения автора статьи, политическая ангажированность в наибольшей мере проявляется в писательском творчестве, в наименьшей степени – в изобразительном искусстве. <...> Символом политической ангажированности остается Эмиль Золя, в то время как Винсент Ван Гог воплощает в себе абсолютную отстраненность от каких-либо политических интересов. <...> Политический авангард тяготеет к популизму, эстетический – к элитизму; при этом представления о них обоих носят скорее идеализированный характер. <...> В итоге Хайних выделяет четыре основных направления, в которых развивается идеология авангарда. <...> Это маргинализация вследствие эстетической новации, маргинализация как результат политического прогрессизма, отождествление вышеназванных явлений и, наконец, присвоение авангардистам статуса критиков современного общества. <...> 200 Искусство и критика Эстетическая маргинализация – первое и наиболее очевидное идеологическое направление авангарда. <...> В отличие от эксцентричности она имеет коллективный характер. <...> Авангард как группа маргиналов противостоит обществу и его институтам. <...> Однако отсутствие признания в данный момент времени компенсируется <...>