Зависимость от траектории предшествующего развития и цивилизационный анализ: Методологические вызовы и теоретические задачи В. <...> Кнёбль ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТРАЕКТОРИИ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Knцbl W. <...> Немецкий исследователь Вольфганг Кнёбль (Геттингенский университет, ФРГ) в своей статье обращается к методологическим вызовам и задачам, связанным с развитием цивилизационного подхода Ш. <...> Он подчеркивает, что рост популярности этого подхода в 1980-е годы стал реакцией на проблемы, с которыми столкнулась доминировавшая в то время макросоциологическая парадигма, представленная в первую очередь теорией модернизации и мир-системным анализом И. <...> Дополнительным, весьма серьезным вызовом для прежних макросоциологических подходов стал рост значения религии, который противоречил постулату о модерне как эпохе секуляризации. <...> И хотя дискуссии о роли религии продолжаются и по сей день, возобладала точка зрения, согласно которой концепция секуляризации наилучшим образом описывает динамику европейских обществ, но не может служить эффективным инструментом анализа за пределами европейского культурного ареала. <...> Эйзенштадта и его последователей во многом был обусловлен тем, что он создавал концептуальную основу для переоценки роли религиозного фактора. <...> Однако развитие этого нового подхода, который бросил вызов ряду прежних социологических концепций и постулатов, все же нельзя считать беспрецедентным в истории социологии. <...> Марсель Мосс предложил общие контуры программы цивилизационных исследований. <...> Именно Мосс начал первым говорить о цивилизациях в плюралистиче113 В. <...> Дюркгейма, Мосс определял цивилизацию как комбинацию феноменов, которая достаточно велика, многообразна и значительна в количественном и качественном отношениях. <...> Каждая цивилизация представляет собой семейство обществ, существование которого связано с некоторыми <...>