Постановка вопроса Главный вопрос: что будет с культурой, вернее, какой будет культура ближайшего будущего? <...> Это взаимопроникновение всего и вся и есть новая культура? <...> Думаю, что основной культурный диспут развернется вокруг двух моделей потребительской идеологии: интенсивной и экстенсивной. <...> 86 Модернизация России: Гуманитарные проблемы Существует и противоположный тренд: сохранять и даже наращивать стереотипы потребления, сокращая при этом количество потребителей, и / или не заботиться об их выживании вообще. <...> Эта модель модернизации, т.е. модернизация за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, как, например, в Китае, дает огромную прибыль, которую можно направлять в военно-техническую сферу. <...> Длительный и все более эффективный процесс обустройства своей жизненной среды («кокона основополагающего доверия», как называет его Э. <...> Вообще, силовая модернизация – отнюдь не редкий феномен ис87 О.Н. Яницкий тории. <...> Сегодня даже для «догоняющей» технобюрократической модернизации кадров нужной квалификации просто нет. <...> Далее, вопрос рядового россиянина, уже инфицированного потребительской идеологией: «Что даст лично мне эта планируемая наверху модернизация?», – далеко не праздный. <...> Человек и кормящая, 88 Модернизация России: Гуманитарные проблемы защищающая его природа – в центре норм социального действия и социальных институтов. <...> Ресурсная модель модернизации и основанная на ней модель потребительского общества не предполагают серьезных изменений в ценностных ориентирах общества. <...> «Основная “призывная” лексема посткнижной культуры − “оторваться”, − фактически означает формулировку “прикольно-шутовского” 90 Модернизация России: Гуманитарные проблемы архетипа, являющегося вариацией национального архетипа “ухода” и раскола», − утверждает Шугуров. <...> А это восприятие зависит от доверия («кокона основополагающего доверия») и убеждений, складывающихся под воздействием общения с теми, кому он <...>