историческая память – Создание образа имперской власти в России XVIII в. <...> А.В.ГОРДОН СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ИМПЕРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ XVIII в. <...> В веберовской парадигме «расколдовывания мира» акцентировались различные стороны секуляризации, рациональное начало в политике и культуре, автономизация политической сферы, освобождение ее от религиозности. <...> «Обволакивание» современных институтов наследием традиционных отношений, возрождение религиозных культов и настойчивые попытки их приверженцев добиться для них государственного статуса, фундаментализм, наконец, побуждают исследователей обратить внимание на прежде периферийные темы и сюжеты истории Нового времени. <...> Эти особенности, парадоксально соединившие секуляризацию культуры с сакрализацией государственной власти, сформировались в эпоху Просвещения. <...> Император как Творец: архетип «власти преобразовывать» Размышления о своей роли в судьбах России, похоже, были отнюдь не чужды основателю империи; ему оказалась близка классическая история Пигмалиона и Галатеи. <...> Многочисленные вариации образа воспроизводят общую идею: Петр I «всю Россию, каковая уже есть, зделал и создал» (там же). <...> «Сей камень, – полагал выдающийся русский просветитель, – служит разительным образом того 276 историческая память – Создание образа имперской власти в России XVIII в. состояния России, в котором была она до времен своего преобразователя» (18, с. <...> Петровские нововведения выглядят прежде всего как новый государственный ритуал. <...> 18)) реформы – от нового летоисчисления до сооружения столицы, от гражданского шрифта до «Табели о рангах», от чужеземных форм общения до чужеземной одежды – имели не только функциональное, но и глубокое символическое значение. <...> Но архетип преобразующей власти сохранился в эстетике железной воли и мощного движения. <...> 277 А.В. Гордон – История и «Записках»), поздний Карамзин (автор «Записки о древней и новой России») доказывали, что императору не стоило вторгаться <...>