россиеведения – Власть в политической культуре России ВЛАСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ (Семинар 9 апреля 2009 г., ИНИОН РАН, с участием журнала «Политическое образование») Ю.С. Пивоваров, ИНИОН РАН: Спасибо, что дали мне первое слово, как директору. <...> «Через» власть можно понять все; она – ключ к природе нашей социальности. <...> Что касается политической культуры, то на протяжении многих лет в ИНИОНе идет спор между Юрием Сергеевичем Пивоваровым и Борисом Сергеевичем Орловым о том, как ее трактовать. <...> Ю.С. Пивоваров настаивает на узком понимании в стиле Г. Алмонда. <...> И сегодня я сказал бы то же самое – русская власть имела (и имеет сейчас) характер метафизический. <...> Кроме того, она насильственная: это не власть-договор, не власть-конвенция, а власть-насилие – по природе и методам осуществле289 – Семинары Центра ния. <...> Русская власть не договорная, в отличие от европейской, – ей просто не с кем договариваться. <...> Тот же мой коллега и я когда-то назвали русскую власть моносубъектом русской истории. <...> Будучи моносубъектом и субстанциальной силой, власть имеет двуосновный характер. <...> К.Г. Холодковский, ИМЭМО РАН: Я хочу обратить ваше внимание на нерешенные проблемы политической культуры России. <...> 291 – Семинары Центра Мы знаем, что эта политическая культура отягощена тяжелым наследием не переработанного критически прошлого. <...> Это культура не современная для нынешней Европы, консервативно-персоналистская и патерналистская культура подданных. <...> Такого рода культура мешает превращению россиян из подданных в полноправных и инициативных граждан, не способствует эволюционному развитию властной системы. <...> Говоря о российской традиционалистской культуре столетней давности (и более раннего времени), мы имеем в виду прежде всего крестьянскую культуру – культуру подавляющего большинства тогдашнего населения. <...> В первом приближении можно сказать, что в соответствии с более разнообразными (по сравнению с сельскими) групповыми характеристиками <...>