СВАК ЭССЕ О РУССКОМ «Что значит “быть венгром”»? – спрашивали еще в 1939 г. известные венгерские мыслители того времени, прежде всего крупный поэт Михай Бабич и крупный историк Дюла Секфю, и, конечно, не смогли дать приемлемого ответа на этот вопрос. <...> Почему мне кажется, что ответ на вопрос: «Что значит “быть русским”»? – может принести больший успех? <...> Это не значит, что подобные изыскания непременно окажутся успешными, да и вообще все опыты в области национальной характерологии оставляют желать лучшего и вызывают у людей науки серьезнейшие сомнения. <...> Западные стереотипы «русскости» В принципе мы знаем это уже со времени Тютчева. <...> Начнем с того, что «русскость» не может быть понята умом, что она таинственна, выпадает из сферы рационального и относится к области мистики, что она не может быть описана с помощью рациональных понятий, объяснить ее суть невозможно, в этом могут помочь лишь интуиция, эмпатия и чувство. <...> В чемто они, видимо, были правы, ведь трое великих рационалистов русской истории (Петр I, Ленин и Ельцин) оставили после себя великие исторические травмы: рабовладельческий государственный феодализм, сталинский государственный социализм и либеральный хищнический капитализм. <...> Таким образом, радикальная европеизация не дала результатов, точнее дала не желаемые результаты, а карикатуру на то развитие, о котором мечталось, которого желали или которое задним числом было признано оптимальным. <...> Однако слишком много людей погибло ради осуществления великой петербургской мечты, было отправлено в ГУЛАГ и пострадало во время второго, ельцинского издания «смутного времени», чтобы можно было акцентировать внимание на гротескных и неуклюжих чертах российского бытия. <...> По его рассказу, «когда однажды один мужчина с женой возвращались домой после кутежа, женщина присела помочиться. <...> Ее муж, хотя и был пьян, но все же принял беду своей жены близко к сердцу, встал на четвереньки и начал дышать на примерзшее <...>