историческая память – Историческая память в современной России И.И. <...> ГЛЕБОВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЯ И ИСТОРИК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Интервью1 История как сфера обслуживания А. <...> : Отказываясь поначалу от интервью, Вы опасались тех самых общественных ограничений, в которых находится историк? <...> А сейчас она и вообще не ко времени: мы по сути дела оставили попытки разобраться в себе, собственном прошлом. <...> Главная общественная потребность, подчиняющая и историка, – «не огорчаться», с оптимизмом смотреть в будущее и с гордостью – в прошлое. <...> И любое выступление, которое противоречит этой системе представлений, вырывается за рамки этих ограничений, встречает если не агрессию, то ярко выраженное непонимание. <...> Это объясняется особым своеобразием нашей массовой памяти. <...> В то же время она очень выборочна: тяготеет к тому, что улучшает социальное самочувствие, и отторга1 Впервые опубл. <...> Поводом для интервью стало выступление И.И. Глебовой на Всероссийской конференции, проходившей в ноябре 2008 г. в Уральском государственном университете в связи с 70-летием его исторического факультета. <...> Наше общество сопротивляется критике прошлого, которая заставляет усомниться в его представлениях о себе. <...> Так выстраиваются те социальные рамки, в которые вписан историк. <...> Если он и нужен нашему обществу, то лишь затем, чтобы подтвердить его высокую самооценку и нейтрализовать угрозы – навязчивое ощущение собственной несостоятельности. <...> : Можно ли в этой ситуации говорить об исторической памяти? <...> Г.: По опросам Левада-центра, – пожалуй, самой авторитетной социологической структуры, – 18% наших граждан совершенно не интересуются собственной историей, 36 – скорее не интересуются, 32 – интересуются время от времени и только 7% интересуются очень (7% затрудняются с ответом). <...> Очень спокойно мы относимся к стиранию исторического облика городов, которые и без того мало обременены приметами прошлого <...>