Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Психиатрия, психотерапия и клиническая психология  / №1 2016

Проявления полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с различным уровнем интеллекта (30,00 руб.)

0   0
Первый авторСаулина
Страниц9
ID476174
АннотацияПредставлены результаты исследования дифференциально-психологических факторов развития интеллектуальных способностей подростков с высоким и средним уровнем интеллекта, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы. Ввиду наличия ряда результатов предыдущих исследований полового диморфизма когнитивной сферы, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу, выдвигается предположение о дифференцирующей значимости общего уровня интеллекта для прогнозирования проявления полового диморфизма. Приводится эмпирическая проверка гипотезы о наличии различий в проявлении полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с высоким и средним уровнем общего интеллекта. Группа исследования: 249 подростков (г. Санкт-Петербург) 14–17 лет: 132 с высоким IQ – 81 девочка и 51 мальчик; 117 со средним IQ – 66 девочек и 51 мальчик. Интеллектуальные показатели (11 способностей – пространственные, вербальные, математические, память) измерены тестом «УИТ». Математическая обработка данных: SPSS Statistics 20. Результаты. Половой диморфизм способностей проявился у подростков с высоким IQ: девочки превосходят мальчиков в вербальных (р=0,001), пространственных (р=0,05), мнестических способностях (р=0,001), а также общем IQ (р=0,05); мальчики превосходят девочек в математических способностях (р=0,001). У подростков со средними IQ различий между интеллектуальными показателями мальчиков и девочек не выявлено. Статья сфокусирована на интерпретации полученных данных о проявлении полового диморфизма в области пространственных способностей у подростков с высоким уровнем интеллекта. На основе анализа данных предшествующих исследований выдвигается гипотетическое предположение о том, что более высокий уровень показателей, демонстрируемых девочками с высоким уровнем интеллекта, относительно средних данных о соотношении уровня пространственных способностей представителей мужского и женского пола, может быть объяснен с точки зрения гормональных особенностей подростков с высоким уровнем интеллекта.
УДК159.928.22
Саулина, Е.Б. Проявления полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с различным уровнем интеллекта / Е.Б. Саулина // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология .— 2016 .— №1 .— С. 65-73 .— URL: https://rucont.ru/efd/476174 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Санкт-Петербургский государственный университет, Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», Санкт-Петербург, Россия Saulina E. <...> Petersburg State University, Center of Training and Counselling, Saint-Petersburg, Russia Проявления полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с различным уровнем интеллекта Peculiarities of sexual dimorphism in spatial cognitive abilities of adolescents with high level of general intelligence ______________________ Резюме __________________________________________________________________________ Представлены результаты исследования дифференциально-психологических факторов развития интеллектуальных способностей подростков с высоким и средним уровнем интеллекта, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы. <...> Ввиду наличия ряда результатов предыдущих исследований полового диморфизма когнитивной сферы, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу, выдвигается предположение о дифференцирующей значимости общего уровня интеллекта для прогнозирования проявления полового диморфизма. <...> Приводится эмпирическая проверка гипотезы о наличии различий в проявлении полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с высоким и средним уровнем общего интеллекта. <...> Половой диморфизм способностей проявился у подростков с высоким IQ: девочки превосходят мальчиков в вербальных (р=0,001), пространственных (р=0,05), мнестических способностях (р=0,001), а также общем IQ (р=0,05); мальчики превосходят девочек в математических способностях (р=0,001). <...> У подростков со средними IQ различий между интеллектуальными показателями мальчиков и девочек не выявлено. <...> Статья сфокусирована на интерпретации полученных данных о проявлении полового диморфизма в области пространственных способностей у подростков с высоким уровнем интеллекта. <...> На основе анализа данных предшествующих исследований выдвигается гипотетическое предположение о том, что более высокий уровень показателей, демонстрируемых девочками с высоким уровнем интеллекта, относительно средних данных о соотношении <...>