Скворцов САМОСТЬ (SELF) КАК ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Гуманитарное знание в широком смысле этого слова – это знание о человеке. <...> Исторически, однако, гуманитарное знание превращается в определение состояния и качеств, делающих человека субъектом цивилизационной эволюции, постигающим основания выбора своих практических действий и образа своей жизни. <...> Так человек оказывается перед проблемой самости (self), истины самоопределения. <...> В этом контексте гуманитарное знание приобретает проблемный характер: соответствуют или не соответствуют качества личности требованиям социума, обеспечивая гармонию цивилизационной эволюции или препятствуя ей? <...> И как может гуманитарное знание влиять на ход цивилизационной эволюции? <...> Что в этом смысле составляет сущность личности и существует ли такая сущность или это иллюзия, простая видимость? <...> И что такое человек как личность – определенное свойство тела, которое принадлежит данному конкретному индивиду, или это особая субстанция, которая обладает самостоятель Самость (self) как проблема гуманитарного знания 67 ностью и независимостью от тела? <...> Проблема самости (self) – это проблема познания человеком самого себя, поставленная как центральная уже в античной философии. <...> Ответить на вопрос, что такое самость (self) человека, значит прояснить механизм формирования того внутреннего исходного пункта, который влияет на направленность его образа жизни и принимаемых решений. <...> Устойчивость цивилизаций зависит от синхронизации массового поведения, в основе которой лежит общность представления о смысловых основаниях жизни. <...> С этой точки зрения самость человека возникала как результат «вхождения» в его внутреннюю сущность общего константного знания своей жизненной функции как истины своего бытия. <...> Индивид признает эту реальность, отталкиваясь от авторитета, от того или иного сакрального 68 ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ свидетельства. <...> Если источником истинного <...>