, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «Исламоведение» (Ташкентский исламский университет) СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ ШКОЛ X–XIII вв. <...> Развитие делопроизводства вплоть до Средневековья в Маверауннахре достаточно хорошо изучено. <...> На процесс его становления оказали влияние правовые школы Хорасана, Ирака, Ирана, Египта, Андалусии. <...> Исследование основ исламского права служит фундаментом для изучения структуры мусульманских законов. <...> На Западе начало изучения жанра исламского «шурут» связано с немецким ученым Йозефом Шахтом. <...> Поскольку Шахт был первым, кто описал правила составления формуляра в исламском праве, то впоследствии западные ученые в своих исследованиях ссылались на его произведения [Schacht Joseph, 1930, p 58]. <...> Испанские ученые внесли большой вклад в исследование источников о правилах составления формуляров в маликитском мазхабе. <...> Канадский ученый Ваел Халлак изучал образцы документации по составлению формуляра в XI–XIII вв. <...> В итоге он пришел к выводу о том, что в условиях глобализации необходимо по-новому подходить к пониманию системы исламского права и современным понятиям ислама. <...> Он считал неправомерным связывать с деятельностью казиев разработку правил исламского делопроизводства, оформления судебного процесса, протоколирования, так как в X–XIII вв. соответствующие теоретические основы в основном разрабатывались факихами [Wael B. <...> Мусульманские правоведы работы, относящиеся к шурут, адресовали в основном казиям, которые не знали правил составления документации или не имели опыта. <...> Он предпочитал называть судебный процесс в казийском учреждении не суд (court), а мажлис (assembly). <...> Западные судебные процессы в большей мере опираются на документально оформленные доказательства, но в отличие от них в казийских учреждениях большая роль отводится коллегии консультантов, состоящей из муфтия и факихов [Wael B. <...> 399/1009 г.) – автор «альВаса’ик <...>