, кандидат философских наук, доцент (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет) ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПОТЕНЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ Фундаментализм как идейное течение распространился в современном мире практически во всех религиях и в тех сферах общественной жизни, которые напрямую связаны с религией. <...> Наибольшими экстремистскими потенциями обладает религиозный фундаментализм, который зачастую актуализируется в политике, сопровождаясь деструктивными процессами в обществе. <...> 128 Самым распространенным из видов религиозного фанатизма называют исламский (по числу приверженцев и влиянию на внутриполитические и внешнеполитические процессы во многих странах мира), однако фундаменталистские тенденции наблюдаются не только в иудаизме, исламе и протестантизме (с которых начинается история фундаментализма), не избежали их и представители иных религий и конфессий [10; 12; 24; 50]. <...> В связи с этим И.В. Кудряшова подразделяет все фундаменталистские течения на два типа: в основе первых авраамические религии, вторых – националистические вариации индуизма и буддизма [27, с. <...> Фундаментализм определяют как движение за возвращение к основам, он имеет «реактивную» природу, являясь реакцией на происходящие процессы в любой сфере общества [42]. <...> Его связывают с консерватизмом, настаивающим на постепенности происходящих общественных изменений с учетом существующих ценностей и традиций [22] и традиционализмом, представляющим направленность общественного сознания в прошлое, противопоставляющее его настоящему [26]. <...> называет фундаментализм «ложным традиционализмом», у которого есть модернистические черты, поскольку он тесно связан с современными тенденциями, в том числе и с секуляристскими [1]. <...> Зачастую отождествляют фундаментализм и фанатизм, называя фундаменталистов фанатиками. <...> Причины возникновения и распространения фундаментализма в мире находятся не только в <...>