Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Россия и мусульманский мир (рус)  / №8 2015

МУСУЛЬМАНСКИЙ АТОМИЗМ КАК СТРОГИЙ ФИНИТИЗМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторИбрагим
Страниц19
ID475568
АннотацияВ мусульманской культуре атомистическую интенцию развивали прежде всего мутакаллимы – представители калама, рациональной / философской теологии ислама. Основы этого интеллектуального течения заложили мутазилиты (IX–X вв.), а после XI в. ведущими в нем стали близкие друг другу школы – ашаритская и матуридитская.
Ибрагим, Т. МУСУЛЬМАНСКИЙ АТОМИЗМ КАК СТРОГИЙ ФИНИТИЗМ / Т. Ибрагим // Россия и мусульманский мир (рус) .— 2015 .— №8 .— С. 110-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/475568 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ибрагим, доктор философских наук (ИВ РАН) МУСУЛЬМАНСКИЙ АТОМИЗМ КАК СТРОГИЙ ФИНИТИЗМ В мусульманской культуре атомистическую интенцию развивали прежде всего мутакаллимы – представители калама, рациональной / философской теологии ислама. <...> Основы этого интеллектуального течения заложили мутазилиты (IX–X вв.), а после XI в. ведущими в нем стали близкие друг другу школы – ашаритская и матуридитская. <...> В исламоведческой и историкофилософской литературе атомизм обычно изображается в качестве онтологической базы каламской теологии1 и нередко объявляется выражением «ментальности» носителей арабо-мусульманской культуры. <...> На самом же деле этот атомизм фактически ограничивался рамками натурфилософии, сосредотачиваясь на тезисе о существовании предела делимости2. <...> С этим связана и такая его 110 специфическая черта, как отсутствие разрыва / пустоты между атомами. <...> Поэтому данная разновидность атомизма, точнее – финитизм, не противостоит континуализму. <...> О теологических интерпретациях Один из устойчивых и самых распространенных стереотипов заключается в представлении о каламском атомизме как о фундаменте теологического окказионализма, с его теистическим креационизмом (доктриной о непрерывном творении Богом мира) и индетерминистическим волюнтаризмом (утверждением о Божьем абсолютном всемогуществе и отрицанием естественной причинности во Вселенной)3. <...> В европейской (западной) литературе этот стереотип сложился преимущественно под влиянием сочинения знаменитого критика калама Маймонида (ум. <...> Следуя ему, Гегель, например, назвал мировоззрение мутакаллимов «головокружением всего существующего» [Гегель 1999 III, 175]. <...> Маймонидовская интерпретация каламской атомистики продолжает пользоваться доверием и у некоторых современных исследователей4. <...> Согласно ей, на атомистической гипотезе основывается каламский принцип допустимости («любой модус вещи может быть иным, нежели он есть»), а также учение о возникновении/сотворенности <...>