, старший преподаватель департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики» «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО»: ОЧЕРЕДНАЯ ВЕРСИЯ1 «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. <...> » Коран, 13:112 В своих лекциях по философии истории Гегель писал: «Ислам уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности»3. <...> Спустя 100 лет, в начале XX в., ему вторил лидер алжирских улемовреформаторов Абд аль-Хамид Бен Бадис: «Мечтам о возрождении халифата не суждено сбыться уже никогда, и мусульмане, даст бог, поймут это»4. <...> Однако сегодня, на фоне происходящих на Ближнем Востоке событий, едва ли можно рассуждать об исламской религии в терминах «покоя» и «неподвижности». <...> Причем парадоксальным образом произошло это в момент, когда бесперспективность проектов политического реформирования, вдохновляемых исламизмом, отчетливо проявила себя в целом ряде арабских стран − прежде всего в Египте, Тунисе, Сирии, Йемене, а ранее и в Судане. <...> Недавняя история Важно обратить внимание на меняющееся со временем название структуры, которая на сегодняшний день именуется «Исламским государством». <...> У ее истоков стоит бывшая региональная ячейка «Аль-Каиды» − «Аль-Каида в Междуречье», − на смену которой приходят сначала «Аль-Каида в Ираке», а затем «Исламское государство в Ираке и Леванте»5. <...> Летом 2014 г. группировка в очередной раз переименовывается, превратившись в «Исламское государство» и отказавшись тем самым от какой бы 81 то ни было географической «привязки». <...> Еще в 1980 г. в печатном органе египетских «Братьев-мусульман», журнале «Ад-Даваа» («Призыв»), настойчиво проводилась мысль о необходимости «превращения XV в. хиджры (XX века. <...> И.) в век “победы ислама”, объединения мусульманских народов, представляющих “единую нацию” в границах одного государства»6. <...> На практике, как справедливо отмечала российская исследовательница исламской философии <...>