, кандидат политических наук (ВГСПУ, г. Волгоград) ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИСЛАМСКИЕ ПАРТИИ: ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К НЕЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ Проблема совместимости ислама с идеями современной демократии сложна и неоднозначна. <...> Согласно первому, исламская демократия уже существует, однако она по ряду параметров отличается от западной демократии. <...> Вместе с тем, как показали события последних лет, применительно к современному политическому процессу в странах Северной Африки и Ближнего Востока феномен нелиберальной демократии проявляется в том, что результатом политической модернизации становится приход к власти антидемократических сил. <...> Несколько иной позиции придерживается ряд исламских исследователей. <...> Филали-Ансари, процессы модернизации, охватившие исламские страны, оказали влияние на ислам и способствовали его реформированию. <...> Реформа ислама была призвана очистить религиозные чувства и веру мусульман. <...> Новый реформированный ислам может и должен заниматься социальнополитическими проблемами, способствуя тем самым политической модернизации исламского общества в целом. <...> Однако ислам никоим образом не должен быть единственным механизмом реформирования общества [1, с. <...> Ганнуши, тунисский политический религиозный деятель, сформулировал интересную и значимую идею: если под демокра148 тией понимается либеральная модель государственного устройства, преобладающая на Западе, то систему, при которой люди свободно выбирают своих представителей и лидеров, систему, в которой происходит чередование власти, а также соблюдаются все свободы и права человека, нельзя назвать антиисламской. <...> Ганнуши уверен, что мусульмане могут использовать демократические инструменты, так как они не противоречат исламским принципам. <...> В рамках другого подхода, сторонниками которого, как правило, являются европейские мыслители и ряд исламских политических деятелей, утверждается идея полной несовместимости идей <...>