Аллави КРИЗИС В ИРАКЕ И ГРЯДУЩИЙ ПОРЯДОК НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. <...> Это не нация в традиционном смысле, поскольку у Ирака отсутствуют важные элементы государственности. <...> Эрнест Ренан точно подметил: то, что нация предпочитает забыть, сплачивает ее не меньше, чем то, что люди помнят. <...> Это очевидно, сколь настойчивыми ни были бы потуги арабских националистов превратить Ирак в уникальное арабское государство – метафорический и фактический оплот арабизма. <...> Иракцы не были готовы приравнять свою государственность к хашимитской династии, несмотря на геркулесовы усилия, предпринятые королем Фейсалом I. <...> Но и там пока рано приравнивать государство к династии. <...> Иракская нация не строится и на доминировании конкретного класса или общественной структуры, такой как армия. <...> До недавнего времени иракские Вооруженные силы были самым могущественным институтом в стране и играли ключевую роль в насаждении официальной идеологии. <...> Принадлежность к «рафидаинам» вряд ли может служить основой для иракской государственности, хотя патриотическая песня молодежи 1930-х годов начиналась словами: «О, сыны Рафидаина, бейтесь за свою страну!» <...> Иракцы не могут присвоить себе великое наследие Древнего Вавилона и Ассирии по примеру сегодняшних греков, которые используют славную историю античной Греции при обосновании современной государственности. <...> Не так, как в странах, состоящих из разнородных частей, сосуществующих в силу географических причуд или из-за невозможности отказаться от своего геополитического статуса. <...> А первое иракское государство, образованное в 1921 г. и бесславно закончившее свой путь в 2003-м, внесло еще бульшую путаницу. <...> Если первое иракское государство опиралось на централизованную власть, сильную армию, доминирование арабов-суннитов, авторитарную политическую культуру и утверждение арабской идентичности Ирака, второе сменило почти все приоритеты на их противоположность. <...> Смирятся ли арабы-сунниты с потерей <...>