Ярлыкапов, кандидат исторических наук (Институт этнологии и антропологии РАН) АДАТ, ШАРИАТ И РОССИЙСКОЕ ПРАВО НА СОВРЕМЕННОМ СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ С конца 1980-х годов на Северном Кавказе отмечается всплеск интереса к двум традиционным правовым системам: обычному праву (урф, адат) и шариату. <...> Наряду с известными, но провалившимися экспериментами по введению шариатского права – Кадарская зона в Дагестане, «Чеченская республика Ичкерия» и «Имарат Кавказ» – в регионе есть и примеры постепенного и успешного расширения сферы применения мусульманского и обычного права в различных джамаатах: от молодежных (салафитских) до суфийских. <...> Особенно успешные попытки расширения сферы применения обычного права отмечены в Дагестане, здесь широко применяется маслиат1 – примирение конфликтующих сторон на основе обычно-правовых норм. <...> Расширяется и сфера применения шариатского права – это и широкое применение норм халяль в производстве продуктов питания, борьба с торговлей «запретными» товарами, и применение норм шариата при заключении брака, и создание в джамаатах шариатских судов для решения дел. <...> Традиционно большое значение шариат имеет при решении чувствительного для региона земельного вопроса. <...> Есть попытки реституции вакфов; кроме того, отчетливо проявляется усиление роли шариата при решении земельных споров между джамаатами, в частности «коренных» и переселенцев. <...> 60 В то же время следует признать, что истеричные прогнозы относительно «тотальной шариатизации» Северного Кавказа не соответствуют действительности. <...> Регион всё еще испытывает огромный дефицит грамотных специалистов, и шариат имеет весьма ограниченную сферу применения. <...> Степень шариатизации общественной жизни и судебной практики в регионе наиболее высока в Дагестане, Чечне и Ингушетии. <...> В центре и особенно на северо-западе разрыв с религиозной традицией произошел не только у молодежи, но и у большей части старшего <...>