Нечитайло, востоковед (ИВ РАН) «АЛЬ-КАИДА» В КИТАЕ Появление на политической карте новых государств Центральной Азии в 90-е годы послужило для уйгурских националистических движений сигналом для активизации усилий по реализации идеи независимости. <...> Движение сопротивления в Синцзяне длительный период времени не имело религиозной направленности, а сами уйгуры были вполне веротерпимыми. <...> Однако важность ислама, как оппозиционной силы, начала постепенно возрастать. <...> Это объясняется причинами как внутреннего, так и внешнего характера. <...> В целом возвращение к исламским ценностям для уйгуров стало средством символического сопротивления против подавления мусульман на национальном и глобальном уровнях и альтернативой культурной экспансии Китая. <...> С началом 90-х годов как показатель глобальной исламской солидарности все чаще стали слышны среди молодежи антиамериканские и антиизраильские лозунги. <...> После вторжения США в Ирак и Афганистан многие уйгуры стали высказывать недовольство политикой Запада в отношении мусульманских стран. <...> Осознание того, что мусульмане в Ираке, Афганистане, Палестине угнетаются, способствовало восприятию ислама в качестве символа антикитайского и антиколониального сопротивления. <...> Для реализации идеи независимости уйгурские группировки обращались за помощью к зарубежным исламистским организациям, в том числе и «Аль-Каиде», получали от них оружие, финансы, готовили на их базах боевиков. <...> Постепенно регион стал объектом деятельности радикальных исламистских группировок, осуществляющих подрывные действия в отношении сопредельных стран, в том числе и Китая. <...> Среди наиболее влиятельных уйгурских экстремистских организаций можно выделить «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), на базе которого в конце прошлого года возникла новая группировка «Аль-Каида в Китае», ее лидером стал Абдул Хак Туркистани. <...> Главной ее целью является создание независимого исламского <...>