дет ориентирована не на системное качественное изменение общества, преодолевающее радикализм как социальное явление, а лишь на ликвидацию экстремистов, то место одних уничтоженных боевиков будут занимать другие. <...> Очевидно, что радикализм, сопряженный с исламом, предстает как одна из глобальных опасностей для человеческой цивилизации в целом и Российского государства в частности. <...> Сегодня радикальные организации, в отличие от минувших эпох, в попытках преобразования мира в соответствии со своими безумными идеями и по своим утопическим программам могут нанести всей земной цивилизации колоссальный ущерб и даже уничтожить ее. <...> Поэтому помимо выяснения сущности, анализа истоков и причин, уяснения специфики проявления радикализма в современном мире актуальной научной и практической проблемой остается системная, комплексная модернизация общества, придающая ему новое гуманистическое качество. <...> , кандидат исторических наук (ИЭИ УНЦ РАН им. <...> Р.Г. Кузеева, г. Уфа) ДОРОГА В МЕККУ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В конце XX в. после долгих гонений на конфессии в общем процессе возрождения ислама восстанавливается и развивается культура паломничества мусульман. <...> В современной России государство держит курс на создание благоприятных внутренних и международных условий для организации хаджа. <...> Для этого мобилизуется потенциал государственных, административных, материально-технических, финансовых, международных и кадровых ресурсов, негосударственных общественных и религиозных объединений во всех регионах России. <...> В советские годы главной причиной ограничения паломничества в Мекку и Медину было отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией, в связи с этим возникала необходимость получения визы для советских граждан через третью страну. <...> Количество и состав паломников 32 строго регламентировались, «хадж по-советски» был <...>