Андрей Яшлавский, кандидат политических наук (ИМЭМО РАН) ИДЕОЛОГИЯ САЛАФИТСКОГО ДЖИХАДИЗМА КАК ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРОЕКТ В списке глобальных вызовов, угрожающих современному миру, международный терроризм, вероятно, может стоять под номером один. <...> Будучи проявлением асимметричного насилия, идущего «снизу», на фоне процессов глобализации, распространения новых способов массовой коммуникации, угрозы неконтролируемого распространения оружия массового поражения, проблема экстремизма и терроризма приобретает совершенно новое звучание, становясь фактором не только внешней и внутренней политики большинства государств, но и повседневной жизни миллиардов людей на всей планете. <...> В основе деятельности и идеологии наиболее несистемных из них лежит религиозная мотивация. <...> Хотя религиозную мотивацию под насильственные действия экстремистского и террористического характера подводят представители разных конфессий, в силу целого ряда субъективных и объективных причин самым «заметным» оказался в последние годы «салафитский джихадизм». <...> Задающий тон на современной политической сцене «исламистский терроризм», будучи, с одной стороны, явлением качественно новым (прежде всего с точки зрения мотивации своей экстремистской деятельности, а также тех возможностей, которые дают террористам глобализация и технологические достижения), с другой стороны, в структурном плане лишь развил тенденции, за152 ложенные идеологически или этнонационалистически мотивированными террористами предшествующих десятилетий. <...> Это касается и транснационального характера деятельности, и характера террористических операций (даже приписываемые исламистам в качестве особо присущего им элемента суицидальные теракты не являются их изобретением), и умелого использования возможностей масс-медиа и т.д. <...> Мало того, даже с точки зрения теории и идеологических построений, как это ни парадоксально, между секулярными (чтобы не сказать <...>