Что же касается мусульманского Востока в целом, то мы наблюдаем там интересное явление: глобализации вестернизации противостоит глобализация исламизма. <...> «Страны Востока: Социально-политические, социальноэкономические, этноконфессиональные и социокультурные проблемы в контексте глобализации», М., 2012 г., с. <...> Юрий Почта, доктор философских наук (РУДН) МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: РОЛЬ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ После завершения «холодной войны» в мире доминирует западная либерально-демократическая модель как глобальный проект социального устройства. <...> Фукуяма, повторяя заблуждения Гегеля и Карла Маркса, пишет о «веке старости человечества», о конце истории как таковой. <...> Он утверждает, что в мире осталась одна западная либерально-демократическая 140 модель как конечная форма человеческого правления, и незападным обществам придется пойти по этому пути, так как «вряд ли можно говорить о реальных альтернативах либеральной демократии и рыночному капитализму как фундаментальным принципам организации современного общества». <...> Он полагает, что в сфере культурных оснований общества либерализм способствует созданию новой универсалистской гражданской идентичности, не связанной с этнической или религиозной принадлежностью. <...> Угрозу этой универсалистской культурной идентичности он видит в «принципиальной вере» в мультикультурализм и моральный релятивизм. <...> Фукуяма решительно отвергает любые надежды на возможность успешного развития обществ на иных началах, кроме универсалистской культурной идентичности. <...> Он доказывает, что «политический порядок, основанный на сербской этнической идентичности или шиизме, никогда не перерастет границ какогонибудь жалкого угла Балкан или Ближнего Востока и, конечно, никогда не сможет стать основополагающим принципом больших, разнообразных, динамичных и сложных современных обществ – как, например, составляющих Большую <...>